Ви є тут

Социальные факторы стабилизации государственной службы Российской Федерации

Автор: 
Мешкова Ирина Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000323885
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Методологические иодходы к рассмотрению проблемы стабилизации государственной службы
1.1. Социальная потребность в стабилизации государственной службы
1.2. Теоретические проблемы стабилизации: системная и синергетическая концепции
Глава 2. Параметры порядка в институте государственной службы
2.1. Структура государственной службы как ее стабилизирующая основа
2.2. Организационная культура как фактор стабилизации государственной службы '
Глава 3. Эффективное управление государственной службой как условие ее устойчивого функционирования
3.1. Стабилизирующая роль управления государственной службой
3.2. Система императивов в государственной службе в период социально-экономических трансформаций
Заключение
Список использованных источников и литературы
3-15
16-33
34-53
54-73
74-94
95-114
115-135
136-146
147-157
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы исследования. Реформирование экономики и социально-политического строя России привело общество в неравновесное состояние, которое закономерно передалось государственной службе. Государственная служба стала характеризоваться достаточно высокой степенью неопределенности и неустойчивости. К внутренним причинам такого положения можно отнести: организационную недостроенность и частые реорганизации системы государственной службы, непродуманность механизмов предоставления социальных гарантий для работников, отсутствие должной мотивации государственных служащих и контроля за их работой, ненодотчетность общественности, влекущие за собой значительную текучесть кадров и «вымывание» профессионалов. Это свидетельствует о значительном расхождении декларируемого . в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» принципа стабильности кадров государственной службы1 с ее реальным состоянием. Без стабильной государственной службы невозможна консолидированная и эффективная власть, необходимая для решения неотложных социально-экономических проблем, о которых говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (2001 г.)2. Начавшаяся в последние годы стабилизация органов государственной власти происходит параллельно с научно не обоснованными структурными перестройками. В то же время в научной литературе не выработаны методологические подходы к изучению проблемы стабильности государственной службы, оценке количественных и качественных изменений в составе ее кадров.
1 Об основах государственной службы Российской Федерации. Ст. 5 // Российская газета. 1995. 5 августа.
2 См.: Российская газета. 2001. 4 апреля.
16
Глава 1. Методологические подходы к рассмотрению проблемы стабилизации государственной службы
1.1. Социальная потребность в стабилизации государственной службы
Развитие социальных систем реализуется в форме качественных переходов и происходит путем отрицания сложившихся ранее структур и связей, элементов системы, в форме обострения противоречий, выражающихся в кризисе, потере устойчивости. Этот процесс происходит на каждом из трех субстанциональных уровней социума: на вещественно-энергетическом, представленном социальными
общностями; на функционально-организационном, состоящем из социальных институтов и организаций; на информационном, образованном системами культуры в широком смысле слова1. Существующие на этих уровнях подсистемы с противоположными функциями развития, адаптации к изменяющимся условиям среды и сохранения, поддержания внутреннего равновесия системы «дают сбой» в обеспечении нормальной жизнедеятельности социума.
Нормальное функционирование и прогрессивное развитие социума возможно при согласованности, сбалансированности социальных интересов всех его компонентов. В качестве интересов выступают потребности, осознанные обществом, социальными группами, индивидами. Невозможно говорить о единстве всех потребностей, но совпадение некоторых потребностей личности, социальной группы, общества позволяет выделизъ доминирующие потребности.
11римем в качестве рабочего определение потребности как состояния недостатка в чем-либо, состояния, стимулирующего деятельность, направленную на восполнение этого недостатка.
1 См.: Немировский В. Универсумная парадигма в российской социологии // Социология на пороге XXI века. - М., 1999. С. 103.
17
Потребности присуши индивидам, организациям, обществу в целом. Классификация потребностей может иметь разные основания. К.Маркс, например, по социальной направленности выделил три основные группы: 1) на удовлетворение потребностей производства; 2) на жизненные нужды людей, удовлетворение которых осуществляется членами общества совместно; 3) на личное потребление. По объекту К.Маркс классифицировал их на физические, интеллектуальные и социальные1. В специальной литературе выделяются также элементарные и сложные, постоянные и временные, индивидуальные и групповые, жизненно важные и второстепенные и т.д. потребности. Наиболее известна так называемая «пирамида потребностей» А.Маслоу2, в которой потребности располагаются по приоритетности. Важнейшей особенностью потребностей является их динамический характер, когда по мере удовлетворения одних потребностей актуализируются другие. Кроме того, потребности по своему характеру объективны, поскольку отражают зависимость личности от природы и общества, и субъективны, потому что не зеркально отражают объективные условия существования, а преломляются через личностные качества, придавая потребностям индивидуальную окраску.
Выделение социальных потребностей как особого вида потребностей основано на том, что их удовлетворение не связано напрямую с потреблением материальных предметов или духовных ценностей, необходимых для человеческого существования. Социальные потребности связаны с социальной деятельностью и социальными отношениями. Они различаются внутренним содержанием, обусловленным различными видами социальной деятельности, разнообразием социальных отношений и процессов, которые в них
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Политиздат, 1974. Т. 19. С. 17; Т.23. С.43, 244.
2 См.: Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.