ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................
Глава 1. Историческая память как объект социологического анализа........
§ 1. Понятие исторической памяти в социологической науке..........
§ 2. Структура и функции исторической памяти......................
Глава 2. Состояние исторической памяти населения России в современный
период..................................................................
§ І. Опыт исследований состояния исторической памяти российского общества.............................................................
§ 2. Состояние исторической памяти населения Оренбургской области......................................................................
Глава 3. Тенденции развития исторической памяти российского общества и
государственная политика в области ее формирования и сохранения.........
§ 1. Тенденции развития исторической памяти населения России......
§ 2. Государственная политика в сфере формирования и сохранения
исторической памяти.....................................................
Заключение..............................................................
Библиография............................................................
Приложения..............................................................
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена тем, что развитие российской государственности на принципах федерализма в условиях иолиэтничности повышает значимость социальной стабильности и целостности общества. Ключевым фактором общественной консолидации является ответственное и уважительное отношение к своему прошлому. Трансформационные процессы в России на рубеже ХХ-ХХ1 в.в. существенным образом повлияли на массовое сознание и историческую память людей. Девальвация общественных идеалов, тотальный отказ от прежних ценностно-смысловых ориентиров жизнедеятельности, радикально изменившиеся оценки исторического пути развития страны привели к расколу в духовном мире общества, социальных групп, этносов, личности. Эти процессы фозят утратой национальной самобытности российского государства, создают угрозу социальному и межэтническому сотрудничеству и взаимодействию, обостряют проблему общественной толерантности. Разрушение основ исторической памяти способствует росту околонаучных националистических концепций, подрывает стабильность в стране. Население неоднозначно относится к негативным тенденциям развития страны.
Историческая память, несмотря на свою определенную неполноту и противоречивость, обладает большой потенциальной силой, способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей. Воздействие стереотипов исторической памяти на сознание и поведение людей может консолидировать общество, но может оказывать и негативное влияние.
В мировой науке все чаще дискутируется вопрос о том, какие социально-исторические ценности, знания, образцы поведения, элементы народного творчества должны быть сохранены и переданы последующим поколениям для обеспечения эффективного развития, для сохранения социального порядка. В
В. А. Колеватов согласен с мнением Э. В. Соколова о целенаправленности формирования исторической памяти, с тем, что «сама система хранения и передачи информации в обществе выступает как продукт специализированной деятельности человека»1. Но Э. В. Соколов, с точки зрения В. А. Колеватова, характеризуя способы хранения информации, преувеличивает значение научно-рационального способа ее реализации. Например, древние культуры (шумерская, древнеегипетская и др.), несмотря на фрагментарную сохранность остатков, в целом доступны для достаточно полной реконструкции их содержания. Изучение их показывает, что сохранение информации, необходимой для функционирования и развития общества, на ранних этапах обеспечивалось ее организацией, основанной на совершенно иных принципах2.
Б. С. Илизарова, как сторонника информационного подхода к исторической памяти, привлекает не столько сам анализ проблемы памяти, сколько вопрос о том, что в этой памяти хранится. Акцентируя внимание на сохраняемой информации, он назвал ее памятью «ретроспективной» (то есть «памятью о прошлом») и выделил основные этапы формирования социальной памяти, роль носителей информации в процессе образования ее содержательного поля, участие памяти в формировании общественного сознания3.
В рамках исследуемой проблемы большой интерес представляет работа
В. Н. Копанева, в которой ставится вопрос о главном направлении изменения способов усвоения культурных форм совершенствующимся субъектом деятельности в процессе наследования4.
Следует отметить градацию форм трансляции культурной информации, сделанную Б. Ф. Поршневым. По его мнению, культурная информация передается в виде системы приказов, просьб, запретов и разрешений (автор характеризует данную форму трансляции как побудительную) и в виде информации о
1 Колеватов В.А. Указ. соч. - С. 40.
2 Колеватов В.А. Указ. соч. - С. 42.
3 Илизаров Б.С. Роль ретроаактивной социальной информации в формировании общественного сознания // Вопросы философии. - 1995. - № 8. - С. 62.
4 Копанев В.Н. Нарастание рефлексивного момента в историческом развитии духовно-практической деятельности и анализ эволюции традиционных форм культуры. - Рукопись дсп. в 111ШОН АН СССР. 23.06.91. .№
фактах, предполагающую самостоятельную оценку ее субъектом в последствии, с выбором соответствующих этой информации действий (эту форму трансляции цитируемый автор определяет как констатирующую)1.
Из новейших обращений отечественных ученых к обсуждаемой проблеме можно отметить работы Л. П. Швец, Л. В. Хоперской, Б. П. Шевченко, Г. А. Бакиевой, Т. П. Морару, Е. Б. Ефремовой, Н. А. Терещенко, И. Н. Ивановой, М. Г. Завьялова, М. П. Назаровой, Н. И. Сподаревой .
Параллельно с осмыслением проблем исторической (коллективной) памяти продолжалось изучение памяти индивидуальной. Больших результатов в изучении се свойств достигли ученые-психологи, признавшие мнемоническую функцию памяти одной из самых важных психических функций.
Существующие психологические подходы к индивидуальной памяти представляют интерес для памяти исторической, поскольку их объединяет много общих черт, что отражено в сочинениях ряда ученых-исихологов3.
Например, С. Роуз, исследуя механизмы индивидуальной памяти, затрагивает проблему социокультурной памяти. С его точки зрения, в социуме, «запутавшемся в собственных культурных артефактах, с историей, которая не вмещается в индивидуальный опыт или память, но сохраняется в текстах и изображениях, память прерывает границы индивидуального, личного и становится коллективной»4.
В обобщенном виде в рамках современной психологии память понимается как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой
1 Поршнсв Б.Ф. Контрсуггестия н история. - М.: Наука, 1971.-С. 21.
2 См. наир. Швец Л.М. Философский анализ социальной памяти. - М.. 1987. .Хоперская Л.В. Акутализация в системе культурной преемственности. - М., 1988.; Шевченко Б.П. Социально-психологические механизмы воспроизводства социально-культурного опыта. - М., 1990.; Бакиева Г.А. Социальная память науки и концептуальное моделирование. - Фрунзе, 1991. Морару T.A. Культурное наследие и механизмы его освоения. - М., 1991.; Ефремова Е.Б. Место культуры в историческом развитии - М., 1992.; Терсшенко H.A. Социальная память как продукт и фактор исторического развития. - Казань. 1992.; Иванова I1.II. Временные аспекты функционирования культуры. - Саратов, 1996.; Завьялов М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества. - Екатеринбург, 1997.; Нззарова М.II. Социальная память как предмет философского анализа. - Волгофад, 1997.; Сподарева 11.11. Традиционная культура: виды, пути развития. - Киев, 1997.
3 См. напр. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М.: Прогресс, 1980. - С. 528. Жане И. Эволюция памяти и понятие времени / Хрестоматия по обшей психологии. Психология памяти. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - С. 51-93, Пейте Ф. Искусство памяти. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 480 с.
4 Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. - М.: Мир. 1995. - С. 16.
- Київ+380960830922