2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования институционализации социальных наркопрактик в российском обществе.......................................................... 12
§ 1. Теоретические концепции институционализации в социологии........................................................12
§ 2. Разработка теоретической модели институционализации социальных наркопрактик......................................39
Глава 2. Эмпирическое исследование институционализации социальных наркопрактик в российском обществе..................66
§ 1. Типичные траектории освоения статусно-ролевых атрибутов наркомана на личностном уровне...........................66
§ 2. Институционализация социальных наркопрактик на групповом и социетальном уровнях.................................95
Заключение............................................121
Список использованных источников и литературы
128
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальная нестабильность в России переходного периода сопровождается обострением многих социальных противоречий, ведущих к всплеску различных форм девиантного поведения. Преступность, национальный радикализм, проституция, алкоголизм и другие социальные отклонения стали обыденными реалиями сегодняшнего дня нашей страны.
В таких условиях особую опасность для общества представляет наркомания, которая является проблемой, актуальной для всех субъектов Российской Федерации. По данным Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (заседание ПКПН, апрель-июнь 2001 года), немедицинское употребление наркотических средств за последние 20 лет увеличилось в два раза; в России на 1 января 2001 года на учете состояло более 412 тыс. лиц, злоупотребляющих наркотиками. Реальное же количество потребителей наркотиков в стране, по экспертным оценкам, — более 4 млн. человек, а оборот наркотиков в год составляет около 10 млрд. долларов. Наркомания в России приобретает неуправляемые государством и обществом формы. Все чаще в средствах массовой информации выдвигается лозунг, что проблема наркомании — политическая проблема.
Понижение уровня культуры и социальная незащищенность граждан, состояние социальной аномии, а кроме того — распространение моды на наркотики в молодежной среде способствуют дальнейшему развитию и процветанию наркобизнеса Вместе с тем, на фоне развернутой во всем мире борьбы с международным терроризмом, проблематика наркотизма проявляется в новом ракурсе, ведь не
13
Дюркгейм выделял два типа солидарности — механическую и органическую солидарности. Механическая солидарность, или солидарность по сходствам, согласно его концепции, присуща архаическим обществам, обществам, где нет пока социальной дифференциации1. Она представляет собой объединение людей на основе взаимного сходства. Известный социолог Раймон Арон следующим образом характеризует данный вид солидарности: «Будучи членами одного и того же коллектива, они (тоди) похожи друг на друга, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, признают одно и то же священным»2.
В свою очередь, органическая солидарность основана на социальной дифференциации, которую Дюркгейм соотносит со структурой живого организма, где все органы, отличаясь друг от друга, одинаково важны для него и каждый выполняет необходимую для жизнедеятельности функцию. Этот вид солидарности имеет место в обществах с разделением труда, в современных обществах.
Наряду с солидарностью, порядок в обществе, его институционализация возможна благодаря воздействию на людей коллективного сознания, основой которого является не один орган; оно по своему существу рассеяно во всем обществе. Но, тем не менее, ему присущи особенные черты, выделяющие его как отдельную реальность. Дюркгейм в своей диссертации «О разделении общественного труда» дал такое определение коллективному сознанию: «Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества,
1 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного груда: Пер. с фр. — М.: Канон, 1996 — С. 77 и далее.
2 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Пер. с фр. / Общ. ред. и ире-дисл. П. С. Гуревича. — М., 1992. — С. 316.
14
образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно, по определению, рассеяно во всем пространстве общества. Но тем не менее оно имеет специфические черты, создающие из него особую реальность... Оно — психический тип общества, подобно индивидуальным типам, хотя и в другой форме, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия существования»’.
Взяв за исходные положения отмеченные социальные процессы в обществе, солидарность и коллективное сознание, Дюркгейм показывает этапы исторического развития общества. На начальном этапе общество является сегментарным. В нем ярко выражены автономии, которые существуют локально от всех остальных и имеют свои традиции и обычаи. Здесь пока не сформировались социальные институты, удовлетворяющие фундаментальные общественные потребности. Но такое сегментарное общество, с его механической солидарностью, есть первопричина разделения труда, переходу к современному обществу с институциональным механизмом регуляции, в котором уже есть дифференциация труда, разнообразие профессий. Такое общество объединено в единое целое общественным сознанием, а также нормами права. Оно не раздроблено на автономии, а, наоборот, объединено в единое целое, где каждый член взаимодействия играет свою социальную роль.
Степень воздействия коллективного сознания в зависимости от выделенных типов общества различна. Так, в сегментарном обществе сила общественного сознания слабее воздействует на людей в связи с тем, что оно разбито на множество анклавов со своими нормами и
* Дюркгейм Э. Указ соч. — С. 87.
- Київ+380960830922