Ви є тут

Социально-профессиональная адаптация выпускников вузов : Региональный аспект

Автор: 
Цыпина Ольга Борисовна
Тип роботи: 
Региональный аспект
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
177
Артикул:
1000340420
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-2-
Оглавление
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Профессиональная адаптация как соци&тьный процесс ... 17
1. Процесс социально-профессиональной адаптации выпускников высшей школы в современном российском обществе................... 17
2. Основные этапы профессиональной адаптации выпускников вузов . 45
3. Детерминанты процесса социальной и профессиональной
адаптации выпускников высшей школы............................. 51
Выводы по главе I ............................................... 78
Глава 2. Развитие потенциала социальной адаптации личности как функция института высшего образования............................ 80
1. Формирование социально-профессионального статуса - этап социального процесса адаптации................................... 80
2. Общественно-экономические условия профессиональной деятельности молодых специалистов в регионе..................... 101
3. Регулирование процесса социально-профессиональной адаптации
выпускников вузов............................................... 122
Выводы по главе II.............................................. 135
Заключение...................................................... 139
Список использованной литературы................................ 146
Приложение А. Статистические таблицы............................ 160
Приложение Б. Тексты анкет...................................... 165
Приложение В. Данные о внедрении................................ 176
-3-
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В условиях трансформирующегося общества резко обострилась проблема социально-профессиональной адаптации выпускников высшей школы. Потребности общества в профессиях, ориентированных на плановую экономику сокращаются, однако в прежнем объеме продолжается выпуск специалистов по невостребованным специальностям. Несоответствие профиля выпускников потребностям рыночной экономики, уровня квалификации выпускников вузов требованиям работодателей приводит к депрофессионализации части молодежи, имеющей специальности, которые не востребованы на рынке труда или не обеспечивают условий существования. Система планового трудоустройства молодых специалистов уступила место стихийному рынку труда. Информатизация общества привела к тому, что современный человек в плане насыщения знаниями созревает гораздо быстрее, чем раньше, однако возможность достижения устойчивого социального положения отодвигается.
В условиях модернизации и реструктуризации экономики социально профессиональная адаптация выпускников вузов осложняется общим увеличением численности людей, получающих высшее образование, ужесточением условий на рынке труда, общим спадом экономики, особенно наукоемких производств, увеличением разрыва в оплате труда разных категорий работников. Происходящие трансформации вызывают к жизни новые для российского общества профессии менеджеров, маркетологов, банковских служащих и др. Их появление проводит к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании. У молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности, о способах их достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной
-16-
2. Цыпина О.Б. Социально-профессиональная адаптация как критерий интеграции обучения с производством//Университетское образование: Сборник материалов III Международной научно-методической конференции. - Пенза, 1999. - с. 24-25.
3. Цыпина О.Б. Этапы Социально-профессиональной адаптации выпускников вузов// Университетское образование: Сборник материалов IV Международной научно-методической конференции. - Пенза, 2000. - с. 102-103.
4. Цыпина О.Б. Роль социально-профессиональной адаптации в процессе формирования среднего класса. // Социология и общество. Сборник научных трудов Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» - С-Пб.: Скифия, 2000. - с. 50.
5. Цыпина О.Б. Социально-профессиональная адаптация выпускников вузов: социально-экономическая ситуация. // Уровень жизни населения и социальная политика в регионах: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2000. - с. 176-178.
6. Цыпина О.Б. Система непрерывного образования и адаптация выпускников вуза. // Региональные проблемы развития системы образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2000. - с. 59-60.
7. Бершадский А.М., Найденова Л.И., Бождай A.C., Иванов А.Н., Осипова Н.В., Цыпина О.Б. Анализ состояния системы образования и социально-экономического развития регионов Поволжского федерального округа с использованием новых информационных технологий // Труды международной конференции 20-27 сентября «Информационные технологии в науке, образовании, телекомуникации, бизнесе». - Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 2001. - с.75.
- 17-
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Процесс социально-профессиональной адаптации выпускников высшей школы в современном российском обществе
Процесс социально-профессиональной адаптации выпускников вузов рассматривается в работе как результат работы социального института высшего образования. Само понятие «институт» (от лат. ЬкйШШт - учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции. Социология сохранила смысловую сущность понятия юриспруденции, придав ему более широкое толкование. Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью социологии. Он находился в поле зрения ученых, с именами которых связано становление самой социологической науки (М.Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Т. Парсонс, Г. Спенсер, Я. Щепаньский и др. [25,46]). О. Конт рассматривал социальные институты с точки зрения их роли в процессе обеспечения в обществе солидарности и согласия. Он правомерно полагал, что институты, моральные ценности и верования общества взаимосвязаны, следовательно, любое явление можно характеризовать с точки зрения его взаимодействия с другими явлениями.
О. Конт стал теоретическим предшественником теории дихтомизации социальной структуры Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма. Само понятие «социальный институт» впервые употребил Г. Спенсер. Борьба за существование с природой и окружающими обществами вызывает к жизни социальные институты. Основная функция социальных институтов -регулятивная, затем воспроизводящая и распределительная. Г. Спенсер считал, что социальный институт складывается как определенная устойчивая структура социальных действий, которая выполняет соответствующие функции. Э. Дюркгейм, как и его предшественники, рассматривал социальные институты в контексте функционального