Ви є тут

Социальная работа как фактор стабилизации регионального социума : На материалах Северного Кавказа

Автор: 
Тюбеев Альберт Исхакович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000267362
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Социальная работа как социологический
феномен
§ 1. Социальная работа как социальногуманитарный институт и институт управления
§ 2. Социальная работа как вид социальной технологии
ГЛАВА II Стабилизационные детерминанты эволюции
систем социальной работы в региональном социуме
§ 1. Управленческие особенности регионального социума
§ 2. Эволюция систем социальной работы в Кабардино-Балкарской Республике
ГЛАВА III Социологический анализ доминирующих
факторов социальной работы и отношения населения к ее реформированию
3 А К Л Ю Ч Е И И Е
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ И С Т О ЧН И К О В И ЛИТЕ Р А Т У РЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
3-15
16-46
16-32
33-46
47-96
47-69
70-96
97-122
123-126
127-138
139-144
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Структурная перестройка экономики России, экономические трудности становления рыночных отношений сказываются на социальной сфере: высока дифференциация доходов различных групп населения, возросло число безработных, малоимущих, стала социальным фактом неустойчивость социального положения значительной части населения, что, в свою очередь, может привести к невосприятию населением экономических и иных реформ демократическог о социума. Многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия снимают с себя ответственность за социальные проблемы. Вследствие этого активизация социальной работы в Российской Федерации, призванной содействовать людям в успешном разрешении их жизненных проблем, становится крайне необходимой. Будучи по форме затратной, социальная работа (социальная защита, социальная поддержка, социальное обеспечение) в действительности решает важнейшие, в том числе - стратегические, задачи в сфере национальной безопасности1, связанные с сохранением генофонда, воспроизводством населения и трудового потенциала страны, предотвращением конфликтов.
Конституционной основой системы социальной защиты, складывающейся в России, является статья 7 Конституции РФ, определяющая Российскую Федерацию как социальное государство: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, раз-
1 См.: Социальная политика: парадигмы и приоритеты. - М., 2000. - С.257.
13
- выявлены роль, место и структура социальной работы в системе социальной деятельности: 1) социальная работа обоснована как социальногуманитарный институт, осуществляющий «социальные вложения» в человека со стороны институтов государства и гражданского общества (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальное страхование и др.); 2) социальная работа обоснована как институт регулирования социальных отношений, удовлетворения определенных социальных потребностей населения в целом, отдельных групп граждан, находящихся за порогом минимального прожиточного уровня; 3) социальная работа проанализирована как профессиональный и непрофессиональный вид деятельности, направленный на решение социальных проблем гражданина в социальном государстве в контексте государственных, муниципальных, общественных социальногарантированных услуг; 4) социальная работа рассмотрена в структурном отношении как государственная и негосударственная социальная деятельность. К основным видам государственной социальной работы отнесены: социальная защита, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь, социальная поддержка, социальное страхование, социальная реабилитация. К основным видам негосударственной социальной работы отнесены: социальная помощь, социальное страхование, социальная реабилитация, благотворительность, специализированная социальная поддержка; 5) социальная работа представлена как социально-технологическая система: совокупность процессов, способов и приемов, обеспечивающих достижение наперед заданных социальных результатов ( «наполнение потребительской корзины», обеспечение социальных стандартов, гарантированного уровня социальной жизни, «адресная социальная помощь»). Проанализированы структурные компоненты технологии социальной работы: 1) программы, проекты; 2) социальные алгоритмы; 3) социальные стандарты;
- обоснована управленческая миссия органов социальной работы как важнейшего регионального стабилизационного механизма. Региональный со-
14
циум рассматривается как система взаимодействия социальных субъектов в региональном сообществе в реальном пространстве и времени. Выявлены стабилизационные детерминанты эволюции систем социальной работы в региональном социуме (развитие уровня и качества жизни, повышение авторитета власти в глазах населения, снижение социально-политической напряженности, социальная мобильность групп населения, социальная активность граждан, социальная ориентация частного предпринимательства). Показано, что свойства групп (степень социальной сплоченности, особенности социализации) определяют характер социального поведения человека в условиях определенной культуры;
- выявлены этапы развития социальной работы в Кабардино-Балкарской Республике: социальная поддержка отдельных категорий граждан (до 1991 года); создание системы социальной защиты населения (1991-1998 г.г.); становление системы социального развития (в настоящее время). Сделан вывод о необходимости интеграции направлений, способов и форм как профессиональной, так и непрофессиональной (общественной) социальной работы в систему, адаптированную к резким изменениям социальной среды, мобильно реагирующую на изменения в состоянии регионального социума, толерантную к конструктивным трансформациям государственных и общественных институтов и общественного сознания;
- предложен ряд первоочередных мер по модернизации деятельности Министерства труда и социального развития с ориентацией на поддержание социально-политической стабильности, прежде всего - в регионах Северног о Кавказа. Обоснована необходимость официальной постановки проблемы модернизации социальной работы; внесения изменений в структуру и нормативно-правовые и административные документы; реформирования государственной политики оплаты труда и регулирования доходов; дополнительных исследований социального положения, социального сознания людей, социальных потребностей населения для разработки и проведения эффективной государст-