Ви є тут

Социальный статус работающих уличных детей

Автор: 
Бархатов Дмитрий Евгеньевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274037
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................3
Глава 1. Теоретическо-методологические основы изучения безнадзорности несовершеннолетних...................12
§1.1. «Уличные дети» как объект социологического исследования.................................................12
§ 1.2. Особенности социализации безнадзорных несовершеннолетних...........................................26
§ 1.3. Теоретико-методологические подходы к изучению социального статуса «уличных детей»..........................40
Глава 2. Особенности социального статуса работающих «уличных детей»..............................................63
§ 2.1. Приобретенный социальный статус «работающих «уличный детей»..............................................63
§ 2.2. Социальные характеристики положения «уличных детей».......................................................88
§ 2.3. Пути решения проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних...........................109
Заключение.............................................127
Список источников и литературы.........................132
Приложения.............................................146
2
Социально-экономический кризис, охвативший страну с конца 1980-х годов, трансформация ценностных ориентаций населения породили всплеск безнадзорности и бездомности детей. Общественное мнение слабо участвовало в решении этой социальной проблемы. Традиционные учреждения социальной работы оказались неподготовленными к резкому увеличению случаев вовлечения детей в принудительный и опасный труд, проституцию, а также насилия по отношению к детям. Перед Россией вновь встала давно забытая проблема — работающие «уличные дети» и беспризорность.
Снижение уровня жизни семей с детьми происходит одновременно со значительной трансформацией духовных ценностей населения. Это особенно болезненно отражается на положении детей: наблюдается обострение ситуации с детской безнадзорностью и социальным сиротством, а также беспризорностью.
Сегодня общество и государство признали, что детская безнадзорность и беспризорность — одна из наиболее острых среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества. Речь идет о болезни, которая глубоко затрагивает отношения в обществе и государственной политике. Улица становится уделом миллионов еще до того, как их «испортят» наркомания, проституция, преступления. В интересах нации эти явления должна быть изучены современной наукой, должны быть выработаны пути и средства борьбы с этим явлением.
Официальная статистика не учитывает такую часть рабочей силы, как «уличные дети». На сайте Бюро МОТ в Москве1 содержатся обобщенные данные по «уличным детям» в странах, где проводились такие исследования. В мире из каждых 100 детей — 16 трудятся, причем 12 в наихудших формах; 246 млн. детей работают (в т.ч. есть дети до 5 лет), 185 млн. работающих в возрасте до 15 лет; 178 млн. работают с опасными механизмами; 8 млн.
1 www.ilo.ruhttp://www.ilo.ru/ecl/index_ru.htm
3
это диктовалось политическими целями — считалось, что в социалистической стране не могут быть беспризорники. В конце 1980-х годов помимо понятия «утративший родительское попечение» в законодательных актах появляется термин «лишившийся родительского попечения». Оба понятия имели широкое содержание и касались как детей-сирот в истинном смысле слова, так и тех, кто остался без родительской заботы при жизни матери и отца.
В настоящее время в официальных документах безнадзорным считается «несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Беспризорным — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».7
Безнадзорные дети, уходя из дома или живя в нем, но, не имея должного присмотра, выпадают из поля зрения взрослых. Безнадзорные дети в отличие от беспризорных сохраняют связи с семьей или воспитательным учреждением, хотя чаще всего эти связи слабы.8 Беспризорные дети — это те, кто не имеет определенного места жительства и/или места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных.9
По мнению специалиста в области семейного права и охраны детей, доктора юридических наук А.М. Нечаевой, признание и повсеместное употребление словосочетания «безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних» в правовых актах и юридической литературе
7 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». М., 1999. Ст. 1.
Шахина Н.Л. Детская беспризорность как социальная реальность // Социологический сборник. Вып. 5. М. Социум, 1999. С. 102.
Официальный сайт Правительства Москвы
http://www.govemment.ru/data/news_text.html?he_id=15&news_id=4453
14
вызвано попыткой «маскировки явления детской преступности» за счет более размытого понятия «безнадзорность».10 Она отмечает, что в понятии «безнадзорность» основная ответственность за несовершеннолетнего лежит на родителях или заменяющих их лицах, а не на государстве.
Исследователи в области социальной педагогики и социальной психологии помимо данных определений широко используют понятия «дети-бродяги», «детская заброшенность», и др., вкладывая, по сути, во все эти определения один и тот же смысл — отсутствие заботы со стороны родителей либо государства.
Такое терминологическое разнообразие объясняется сравнительно недавним юридическим определением понятия «безнадзорность», первоначально в сочетании с термином «правонарушения», а позднее как самостоятельного.
В современной зарубежной литературе беспризорных и безнадзорных детей, чаще называют «уличными детьми». На наш взгляд термин «уличные дети» очень удачно определяет место данной группы в социальной стратификации.
«Уличные дети» — это дети, оказавшиеся вне общества с его социальными институтами (школы, семьи, досуговых учреждений, спортивных секций), фактически лишенные детского статуса, в соответствии с которым взрослые (государство и/или родители) обязаны о них заботиться. В своем большинстве они становятся членами
неформальных сообществ. Социальное становление таких детей осуществляется под влиянием «уличных институтов».
Другими словами, беспризорность и безнадзорность — это юридические понятия определяющие правовой статус несовершеннолетних; «уличный ребенок» — это социологическая
10 Нечаева Л.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) / Институт
государства и права РАН. М., 2000 С.188.
15