Ви є тут

Трудовые мигранты из Вьетнама в современной России : Процессы социальной адаптации

Автор: 
Нгуен Тханх Хоай
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276833
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Теоретические и эмпирические аспекты социологического исследования трудовой миграции.........................................15
1.1 Сущность, виды и характеристики трудовой миграции в современной России.............................................................15
1.2 Институциональные особенности трудовой миграции в российском обществе...........................................................34
1.3 Трудовая миграция и мигранты из Вьетнама в России...............51
Глава 2. Условия и процессы социальной адаптации вьетнамцев
в российском социуме...................................................70
2.1 Теоретико-методологические основания эмпирического исследования адаптации трудовых мигрантов из Вьетнама в принимающем обществе... 70
2.2 Социокультурные характеристики вьетнамцев и проблемы
их воспроизводства в иноэтничной среде...............................86
2.3 Особенности социальной адаптации трудовых мигрантов из Вьетнама в принимающем обществе..............................................104
Заключение............................................................124
Библиография..........................................................131
Приложения............................................................150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Реформы в политической и экономической сфере последнего пятнадцатилетия создали условия для вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и привели к развитию новых реальностей в области внешней трудовой миграции. Из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом она превратилась в активного участника миграционных процессов и международного трудового обмена. Трудовая иммиграция в Россию - наиболее динамичный и растущий миграционный поток, стимулируемый различными социально-экономическими и политическими, этническими факторами в странах ближнего и дальнего Зарубежья, привлекательностью условий в российском обществе.
В современной России сформировался целый блок экономических и социально-политических проблем, негативных социально-экономических последствий трудовой миграции: утечка капитала, демпинг на рынке труда, услуг и потребительских товаров, угнетающее воздействие на возможности роста производительности труда, массовые экономические правонарушения (уход от уплаты налогов, контрабанда, незаконные финансовые операции и т.д.) Одна из важнейших проблем - социальная незащищенность иммигрантов. Серьезной угрозой для общественной стабильности и правопорядка может стать слабая социокультурная интегрированность мигрантов в принимающее общество, их отчужденность и замкнутость.
Трудовая миграция из Вьетнама в Советский Союз но межправительственным соглашениям между СССР и СРВ, а после его распада в Российскую Федерацию имеет свои особенности. В отдельных регионах она стала заметным явлением социально-экономической действительности современного российского общества. В России сейчас находится только по официальным данным около 40 тыс. вьетнамских иммигрантов. Около 40-50 % из них живут в Москве, остальные в других регионах России. В качестве рабочих на
скому или юридическому лицу на законном основании переезжает на определенный срок в страну, гражданином которой он не является".1 Исходя из этого определения, закрепленного международными документами, регулирующими правовой статус международных мигрантов, выделяют несколько основных категорий трудовых мигрантов. Согласно последним разработкам Международной организации труда это:
1) Сезонные рабочие-мигранты - люди, работающие в государстве, не являющемся их собственным государством, в течение некоторой части года, потому что работа, которую они выполняют, зависит от сезонных условий.
2) Трудящиеся мигранты, связанные с реализацией проекта - трудящиеся мигранты, допущенные в государство трудоустройства на определенный период для работы исключительно по определенному проекту, реализуемому в этом государстве работодателем трудящихся мигрантов. Работодатель отвечает за обеспечение проекта всеми необходимыми для его выполнения видами ресурсов, включая труд. Работодатель или агент, который может действовать как посредник, должен гарантировать, что трудящиеся мигранты, связанные с реализацией проекта, выедут из страны трудоустройства сразу после завершения работы.
3) Трудящиеся мигранты, работающие по контракту - люди, работающие в стране, не являющейся их собственной страной, по контрактному договору, который устанавливает ограничения по сроку занятости и по типу работы, выполняемой мигрантом. Трудящимся мигрантам-контрактникам не разрешается менять работу и предполагается, что они выедут из страны трудоустройства по истечению срока контракта независимо от того, продолжаются ли работы, которые они выполняли или нет. В отдельных случаях возможно продление контракта, тем не менее и в этих случаях, как правило, предполагается обязательный выезд из страны трудоустройства до возобновления контракта.2 Миграция на основе контрактов, проектов и лицензий составляет незначительную часть трудовой миграции, что на фоне масштабно-
1 Билсборроу P.E., Хьюго Г., Оберан A.C., Злотник X. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию систем сбора данных. М., 1999. С. 36.
2 Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М., 2005. С. 17-18.
сти явления само по себе свидетельствует о несовершенстве официальных форм лицензирования трудовых отношений. В 2000 г. в Россию с использованием этих форм было привлечено 213,3 тыс. иностранных работников (на 0,9% больше, чем в 1999 г.), в 2001 г. - 283,7 тыс. (на одну треть больше). Трудовая иммиграция из стран СНГ (108,8 тыс. человек в 2000 г. и 148,6 тыс. в 2001 г. против 99,1 в 1999 г.) и из других стран (104,5; 135,1 и 112,2 тыс. человек соответственно) была примерно равной.1
4) Временные трудящиеся мигранты - люди, допущенные в страну, не являющуюся их собственной страной, для выполнения в течение ограниченного срока определенной профессиональной деятельности. Временные трудящиеся мигранты могут менять работодателей и возобновлять разрешение на работу без необходимости выезда из страны трудоустройства.
5) Обосновавшиеся трудящиеся мигранты - трудящиеся мигранты, которым после пребывания в стране трудоустройства в течение нескольких лет предоставляется разрешение на проживание (вид на жительство) в этой стране с неопределенным сроком и разрешение на работу без особых ограничений. Обосновавшимся трудовым мигрантам не требуется выезжать из страны трудоустройства, когда у них нет работы и им обычно предоставляется право воссоединения с членами семьи при выполнении некоторых условий, касающихся обеспеченности работой и жильем.
6) Высококвалифицированные трудящиеся мигранты - трудящиеся мигранты, которым благодаря их квалификации предоставляется режим благоприятствования при допуске в страну, не являющуюся их собственной страной, и, следовательно, на них распространяется меньше ограничений, касающихся
л
сроков пребывания, перемены места работы и воссоединения семьи". С помощью смешанной классификации также выделяются активные и пассивные трудовые мигранты. К "активным" относятся трудовые мигранты, принимающие
1 Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад / Под ред. Л.Г. Вишневского. М., 2004. С. 171.
2 Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М., 2005. С. 18.