Ви є тут

Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями: социологический анализ групп взаимопомощи

Автор: 
Злобина Ольга Георгиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270932
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................... 3
ГЛАВА 1. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Специфика социальной субъектности лиц с ограниченными возможностями.............................................. 11
1.2. Управление процессом социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями.................................28
1.3. Взаимопомощь как форма социальной саморегуляции.49
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУПП ВЗАИМОПОМОЩИ.
2.1. Социальный статус групп взаимопомощи............69
2.2. Назначение, характерные черты, функции, классификации групп взаимопомощи..........................................87
2.3. Анализ эффективности и перспективы деятельности групп взаимопомощи в социокультурной интеграции лиц с ограниченными
возможностями............................................. 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 126
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ С11ИСОК.................................. 133
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................ 143
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития российского общества характеризуется существенными экономическими, социально-политическими и социокультурными преобразованиями. В условиях, когда происходит становление нового типа хозяйствования, развитие рыночных отношений, реформирование социально-политической системы и пересмотр социокультурных ценностей, обостряются проблемы, прежде всего наименее социально защищенных групп населения. К их числу относятся и люди с ограниченными возможностями.
Согласно официальным статистическим данным, инвалиды составляют около 10 % общей численности населения России, по данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире этот процент еще выше - 13 %.
В общественном сознании на протяжении многих веков формировалось отношение к инвалидам не как к людям с ограниченными возможностями, а как к «неполноценным, нетрудоспособным». Это привело к тому, что данная категория людей оказалась практически отвергнута обществом.
В кризисных ситуациях положение инвалидов ухудшается, они острее ощущают свою зависимость, ущербность, одиночество. В это время необходимо оптимизировать условия жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли наиболее полно использовать и развивать свои потенциальные способности для адаптации к новым реалиям и преодоления различных социальных трудностей.
Разработка и развитие теоретических основ социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями в современных условиях представляются весьма важными и актуальными.
Политика российского государства в отношении данной категории лиц, официально определяемых как «инвалиды», имеет преимущественно патерналистскую ориентацию. Основной мерой социальной поддержки было распределение бюджетных средств на медицинское обслуживание и бытовые
14
антропологический подход восходит к социально-экологической концепции Р. Парка, где одним из центральных понятий выступает «свобода», которая наряду с другими понятиями является одной из важнейших характеристик современного общества. Наиболее фундаментальный уровень измерения свободы - это свобода, необходимая для существования любой формы жизни, превосходящей растительную, свобода передвижения, позволяющая осваивать и видеть мир, свобода конкуренции за место в общей экономике, свобода за место и статус в социальной иерархии общества, политическая свобода и свобода самовыражения1.
Это направление получило широкое распространение в развитых западноевропейских странах и США. В данном контексте предполагается, что каждый человек имеет право на жизнь. В рамках гуманистической антропологической традиции международными организациями (ООН. ВОЗ, Международным обществом по восстановлению трудоспособности) ведется работа по упорядочиванию терминологии и исключению дискриминирующих терминов в рассуждениях о людях с ограниченными возможностями. В русле описываемой традиции находится рассуждение о том, что инвалидность является следствием ограниченности функций организма, однако возможности инвалидов не всегда и не везде ограничены. Этот подход, на наш взгляд, является более гуманным и адекватным современному состоянию общественного развития, поскольку определение инвалидности через способность к труду теряет свою актуальность в обществах с развитыми и модернизирующимися технологиями. В современной трактовке инвалидности акцент сделан на том, что инвалидность - это не столько проблема индивидуальных возможностей человека, сколько проблема неадекватного отношения общества к нуждам отдельных его индивидов. Так, «союз людей с физическими нарушениями против сегрегации» иРРАБ рассматривает
' Банъковская С. П. Роберт Парк//Современная американская социология. М.: МГУ, 1994. С. 3-20.
15
инвалидность как социальное явление и определяет сс как снижение или ограничение социальной активности, вызванное организацией общества» '.
В 1980 году Всемирная организация здравоохранения утвердила международную классификацию инвалидности по трем уровням: Impairments, Disabilities and Handicaps, что позволяет более четко определить эго понятие: «Impairment» (нарушение): потеря или любая аномалия (дефект)
физиологической, психологической или анатомической структуры или функции организма. Disability (неспособность): любое нарушение или отсутствие (в результате нарушения) способности действовать способом или в пределах диапазона, считающихся нормальными для человека. Handicap (затруднение): неблагоприятное положение, в котором индивид оказывается в результате impairment и disability и которое ограничивает выполнение обычных ролей, зависящих от возраста, пола, социальных и культурных факторов или препятствует такому выполнению»2.
Данная классификация, использующая фактически 3 понятия для определения инвалидности, считается «слишком» медицинской (впервые классификация моделей инвалидности была предложена лидером общественного движения людей, имеющих инвалидность, американкой Кэрол Дэнсон)3, в ней большой упор делается на индивидуум, при этом неадекватно отражается взаимодействие между социальными условиями и способностями индивидуума. Медицинская модель рассматривает здоровье как биологический факт, его нарушение обусловлено биологическими причинами, которые подлежат идентификации через знаки и симптомы, процесс «диагностики», а также через установление факта девиации от «нормальности», определенной медицинским способом. При этом медицинские знания - эксклюзивны, они являются прерогативой профессионалов, а альтернативные перспективы не
Шапкина Н. В. Социологический анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями. Автореф. дис ... канд. социол. наук. Саратов, 1997. С. 15.
' World Health Organization. International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps. Geneva: WHO, 1980.
' Дэнсон Кэрол. Независимая жизнь, проблемы общественного сознания И Американская реабилитация. 1989 Апрель-май. С. 12.