Ви є тут

Ценностные ориентации городской молодежи старшего подросткового возраста : На материалах Республики Башкортостан

Автор: 
Селиванова Зухра Кадимовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000311189
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение............................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
ценностных ориентаций молодежи старшего подросткового возраста.................................................... 13
1. Молодежь старшего подросткового возраста как специфическая социально-демографическая группа 13
2. Теоретические и методологические основания исследования ценностных ориентаций молодежи.................. 48
Глава 2. Ценностные ориентации молодежи старшего подросткового
возраста и потенциал их влияния на социальные процессы ... 75
1. Структура ценностных ориентаций городской молодежи старшего подросткового возраста.............................. 75
2. Взаимосвязь типов ценностных ориентаций и
жизненных целей у городских старших подростков............ 101
Заключение.......................................................... 131
Список литературы................................................... 135
Приложения.......................................................... 151
3
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что предпринимающиеся в настоящее время в России попытки кардинального изменения всей системы общественных отношений, связанные с этим процессы трансформации духовной сферы и тенденции социальных процессов порождают множество проблем и противоречий, болезненно сказывающихся на всех аспектах жизни общества. Это требует постоянного внимания ученых к динамике различных аспектов социальной действительности, исследования разных групп населения во всей совокупности их характеристик. Для понимания социальной динамики необходимо сочетание анализа собственно социальных процессов в различных группах населения и обществе в целом и тех целевых и ценностных установок, которые обусловливают мотивацию социальной активности людей. Поэтому сочетание в исследованиях конкретных социально-демографических групп структуры ценностных ориентаций и характера их влияния на формирование целей и социальные процессы — один из важных ракурсов социологических исследований социальной структуры и социальной динамики.
Сегодня ни одна из существующих проблем не вызывает такой тревоги, как судьба будущих поколений, детей и подростков, которые наиболее уязвимы в периоды кризисов. Как следствие противоречивости социальной и духовной ситуации изменяется мир ценностей молодежи, обостряются многие молодежные проблемы, такие как подростковая преступность, наркомания среди малолетних и другие, которые все больше превращаются в общесоциальные проблемы. Поэтому обращение к молодежным проблемам сейчас как никогда актуально. Тем более, что это напрямую связано с судьбой страны, поскольку сегодняшние подростки — завтрашние активные участники общественной жизни и от того, какие ценности в них заложены,
14
Необходимость понимания потребностей молодежи обусловлена необходимостью понять саму молодежь, тем более в такой ситуации, когда вызывает справедливую настороженность факт, что в России происходит уменьшение доли молодых в возрастной структуре населения [См., например: 10; 186]. Только научно обоснованный анализ на базе специальных теоретических и эмпирических исследований способен дать полную картину состояния и эволюции этой социально-демографической группы.
Исследование молодежи как социально-демографической группы во взаимосвязи с общей социальной динамикой, выяснение потенциала влияния ценностных ориентаций молодежи на социальные процессы, предполагает знание особенностей объекта исследования, в нашем случае — городской молодежи старшего подросткового возраста. Причем, объекта, взятого во всей совокупности социальных отношений, позволяющей понять его специфику. Только такое знание объекта обеспечивает соответствующую степень углубления, доходящую до понимания лежащих в основе процессов в молодежной среде ценностных ориентаций подростка, степени их имманентности и устойчивости. Для этого необходимо изучить психологические и социальные особенности данной возрастной группы, характер ее социализации в современных условиях, роль различных агентов социализации и характер их воздействия на подростка в процессе социализации.
Поэтому основными задачами данного параграфа являются выявление специфики выделенной социально-возрастной группы в психологическом и социальном планах, анализ особенностей и проблем социализации в этом возрасте на современном этапе эволюции российского социума. Это обусловлено необходимостью решения специфических проблем в отношении разработки программы и инструментария эмпирического исследования, в выборе оптимальной методики, интерпретации результатов. Опыт показывает, что в эмпирическом исследовании важно избрать метод исследования, позволяющий получить валидные результаты, то есть опирающийся на ре-
15
ирезентативную выборку и предлагающий инегрументарий исследования, обеспечивающий адекватное понимание респондентами задаваемых вопросов и возможность их однозначной интерпретации^ Известны различные методы исследований [1; 43; 67; 72; 147; 163; 170; 172; 203], принципы составления плана, программы исследования, методы сбора социологической информации [19; 112], разработки объекта исследования и расчета объема выборочной совокупности [89; 147]. обработки и анализа данных на компьютере [181] и оформления полученных результатов [47], в том числе принципы научного исследования молодежи [См., например: 96]. При выборе метода исследования автор руководствовался необходимостью получения достоверной информации и одновременно обладающей достаточной простотой для повторения исследования с целью выявления динамики. Для этого использована методика группового анкетного опроса, поскольку известно. что «групповой анкетный опрос является наиболее эффективным методом сбора социальной информации для случаев, когда объектом исследования выступает учащаяся молодежь (школьники, учащиеся ПТУ, ТУ, студенты техникумов)» [146, с. 53].
Важным узочнением, становящимся отправным принципом нашего исследования, является чрезвычайно сильная структурированность молодежи по различным признакам. Современная молодежь, несмотря на определенную общность (о чем говорилось выше), как и все общество, структурирована по имеющимся возможностям, по структуре ценностей как в возрастном, так и в социально-территориальном плане. Так, ценностные ориентации и цели столичной молодежи отличаются от ценностных ориентаций и целей провинциалов, а сама провинция делится на село и город. Нельзя не согласиться с некоторыми авторами, в частности с О. Бочаровой и
А. Лернер, которые справедливо отмечают, что хотя «об образе жизни, намерениях, ценностях российских подростков много пишут и в массовых изданиях, и в специализированных молодежных журналах», но «эти публика-