2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
РАЗДЕЛ 1. Этническая социализация военнослужащего как проблема социологической науки..........................................16
РАЗДЕЛ 2. Объективные условия и субъективные факторы этнической социализации военнослужащих - контрактников Вооруженных Сил Российской Федерации...........................................57
РАЗДЕЛ 3. Социальный механизм функционирования этнической социализации в современной российской армии....................97
РАЗДЕЛ 4. Основные направления совершенствования этнической социализации военнослужащих - контрактников в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации...........128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................152
Список литературы............................................158
Приложение...................................................173
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Неравномерность как экономического, так и социального развития различных регионов страны, а также особенности функционирования многочисленных государственных институтов, в частности, Вооруженных Сил Российской Федерации, приводят, с учетом их специфики, к необходимости значительной дифференциации и определения новых форм и путей социализации молодых людей, в том числе, в период прохождения ими военной службы.
Современный процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, заключающийся, главным образом, в переходе к комплектованию войск военнослужащими, проходящими службу по контракту, относится к важнейшим вопросам государственного значения и выдвигает ряд актуальных проблем, связанных с их социализацией.
Наиболее сложной по своей сути и значимой в социальном плане является проблема социальной адаптации и этнической идентификации личности военнослужащих - контрактников, составляющих основу боеспособных воинских частей.
Возрастание социальной активности потенциальных контрактников, изменение условий прохождения военной службы, усиление воли народов и наций к национальному самоопределению придают указанной проблеме особую актуальность, так как степень ее решения непосредственно влияет на сплоченность воинских коллективов, морально-психологическое состояние всего личного состава Российских Вооруженных Сил.
Вопросы социальных и межнациональных отношений в армии неразрывно связаны с экономическими, социальными, политическими, духовными процессами развития общества, прежде всего - с формированием доверия к государству и его армии, с нахождением оптимальных организационных форм взаимодействия наций и народностей, в том числе, и
17
этническую группу от другой17. Этничность можно уподобить этническому портрету данного народа. Этничность является результатом воспитания и социализации человека. Этничность способствует более полной и ускоренной реализации потребностей человека в комфортности, чувстве защищенности и сопричастности некоей общности. Она также позволяет противостоять безликости и стандартизации современной цивилизации, предлагая в качестве альтернативы самобытность национальной культуры, посредством которой человек может реализовать потребность в самовыражении.
Конец XX - начало XXI века ознаменовались увеличением роли этнического фактора в общественной жизни. Одну из причин этого явления, называемого «этническим возрождением», исследователи видят в реакции этнокультурных общностей на некоторые объективные процессы, связанные с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, расширением нивелирующих тенденций массовой культуры. Этническая специфика, культурное своеобразие, перейдя из сферы материальной (жилище, одежда, хозяйственная деятельность) в сферу духовную, стали все чаще служить своего рода охранительной реакцией на отчуждение и дегуманизирующее воздействие современной цивилизации. В данном контексте можно указать на две основные функции этничности: во-первых, выделение группы людей по ряду признаков из остального мира, и, во-вторых, сплочение их на этой основе. Феномен этничности является отражением диалектики индивидуализма и коллективизма, свойственных природе человека вообще. Человек СТрехМИТСЯ выделиться из общей массы, но в то же время ему необходимо знать, что есть кто-то, кто обеспечит ехму поддержку и защиту.
Этнос нельзя искусственно сформировать или произвольно расформировать. Основой любого этноса являются люди вступающие в разнообразные отношения между собой и осознающие свои этнические признаки и особенности. В связи с этим большое значение приобретает понятие этничности.
17 Садохин, Л. П., Грушевицкая, Т. Г. Этиология. / Л. П. Садохии, Т. Г. Грушевицкая. - М.: Аса<1е1та. 2001. -С.84.
18
Важную роль в изучении этичности сыграли работы норвежского
IЯ
ученого Фридриха Барта . Он обратил внимание на то, что характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Этнические группы (или этносы) определяются, прежде всего, по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя этнически значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Таким образом, этничность - это форма социальной организации культурных различий.
Как правило, этничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди или идентифицируются другими людьми как члены определенной этнической группы. С внутри фу п повой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, по которым члены данной этнической фуппы отличают себя от всех других фупп, даже близких в культурном отношении. Различия, которые они проводят по отношению к другим, обычно довольно определенны, тогда как внешние представления о фуппе основываются зачастую на ее стереотипных характеристиках. При этом кровная родственность или другие объективные критерии не играют определяющей роли19.
Первым необходимым условием существования этничносги является наличие дихотомического отношения «мы - они». Если такого отношения не существует, то нет смысла говорить об этичности, поскольку она предполагает отношения между группами людей, члены которых рассматривают друг друга как различающихся но каким-либо культурным характеристикам. При этом границы этичности первоначально проходят по аіпропологическим признакам самоидентификации людей, имеющих общие родовые корни, которые уходят в историческую почву генетического и социального единства. Характерные фенотипические и
Барт, Ф. Личный взгляд на культурные задачи и приоритеты культурной и социальной антропологии. Этнографическое обозрение. / Ф. Барт. - М., 1995. №3. - 121 с.
,9Садохин, А. П., Грушевицкая, Т. Г. Этиология./А. П. Садохии, Т. Г. Грушсвицкая.-М.: Academia. 2001. -С.89.
- Київ+380960830922