2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Основные теоретические подходы к понятию 15
социальной справедливости
Раздел 2. Идея социальной справедливости как часть 68
идеологии трансформирующегося общества
Раздел 3. Социальная справедливость как ценность в 108
условиях формирования интегративной идеологии в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
ЛИТЕРАТУРА 152
I
I
I
*
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трансформация, испытываемая российским обществом периода 1985 - 1995 гг. и в последние годы - предмет многочисленных дискуссий отечественных ученых. Их общая интонация заключается в стремлении «ухватить» стержень перемен, стремительно охвативших многомиллионную державу. Попытки найти рациональное объяснение общественно-политическим преобразованиям наталкиваются, с одной стороны, на слабую подготовленность отечественного общественно-научного категориального аппарата и, с другой стороны, на радикальный и директивный характер реформ начала 1990-х, не оставивших времени на осмысление перемен. Если еще в 1990 году были возможны дискуссии об обновленном социалистическом наполнении перемен, то с 1992-1993 гг. трансформация российского общества связывается исключительно с внедрением либерализма. Какой же должна быть «философия новой нации», «общенациональная солидаризирующая идеология», «идеология общественного согласия» - данные вопросы все еще обладают безусловной актуальностью в общественно-политической практике и социальном знании в России.
Социальная справедливость непосредственно связана с обеспечением стабильного состояния и развития социума. «Первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина - первая добродетель систем мысли», - эта характеристика справедливости, данная известнейшим американским исследователем Дж. Ролзом1, как нельзя лучше передает величину и необычайную сложность понятия,
1 Ролз Д. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995. - С. 19.
15
Раздел 1. Основные теоретические подходы к понятию социальной справедливости
Понятие справедливости пронизывает практически все аспекты человеческой деятельности. Пожалуй, не найдется ни одной сферы человеческого бытия, в которой не существует критерия социальной справедливости и относительно которой всякие суждения, имеющие отношение к социальной справедливости, лишены смысла.
Для раскрытия социальной сущности справедливости полезно обратиться к этимологии этого слова. Возникновение понятия справедливости было связано с разделом земель, когда пахотные земли делились на длинные, узкие прямоугольные участки. Прямая линия участников раздела земли была символом справедливого. Греческое слово orthos первоначально означало нечто, расположенное по прямой линии, впоследствии — истинность, справедливость, правильность1. Это слово, возможно, послужило основой образования понятия справедливости в немецком и французском языках. В словаре В. Даля «справедливость» приравнивается к слову «правда» и в качестве первых значений имеет: «правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте»2.
Отмечая многогранность и значимость феномена справедливости, современный философ Дж. Ролз, автор одного из наиболее выдающихся трудов по теории справедливости, писал: «Многие вещи могут полагаться справедливыми и несправедливыми; не только законы, институты и социальные системы, но и самые различные конкретные
1 См.: Козловский В.В., Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии. -Свердловск, 1990. - С.59.
2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. -1991. -Т.4. - С.299.
16
действия, включая решения, суждения и обвинения. Мы также называем справедливыми и несправедливыми расположения и нерасположения людей, да и самих людей»1.
Справедливость, как принцип, регулирующий отношения между людьми как членами общества, затрагивает все сферы социальной жизни. Вследствие этого различают юридическую (ретрибутивную), политическую, личную справедливость, дистрибутивную, процедурную, справедливость в трактовке человека и его достоинств и, наконец, собственно социальную справедливость.
Юридическая (ретрибутивная или воздающая) справедливость -правовое понятие, санкционирующее определенные общественные отношения, соответствующие этим отношениям правила поведения, поступки и действия людей2.
Право должно соответствовать не только формальной, но и фактической справедливости. В этом смысле принципом права является не всеобщее равенство, а равенство в должном. Справедлив и прав не тот, кто в равной степени может совершить правонарушение по отношению к каждому, а тот, кто в равной степени по отношению к каждому не хочет и не может в силу своих нравственных принципов его совершить.
Если право формальной справедливости воспринимает нравственные ценности в качестве внешней среды и обстоятельств, то право «фактической» справедливости включает их в качестве условий своего развития. В этом смысле развитие нравственных начал в обществе есть предпосылка и условие становления и развития права, его свойств и признаков.
1 Ролз Д. Указ. Соч. - С. 22.
2 См.: Черненко А.К. Право как справедливость: ступени познания [цитировано 25 февраля 2001]. Метод доступа:
- Київ+380960830922