Ви є тут

Формирование и реализация профессионально-личностных стратегий выпускников сибирских вузов МВД РФ в современных условиях

Автор: 
Ворожцов Александр Михайлович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
209
Артикул:
191778
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД РФ В ПРОСТРАНСТВЕ НАУЧНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ О ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ..................17
1.1. Современные представления о процессах социализации и профессиональной социализации.......................17
1.2. Специфика профессиональной социализации личности в вузах МВД РФ и необходимость формировании профессионально-личностных стратегий курсантов.................................38
1.3. Типологический анализ современных моделей профессиональной социализации курсантов в вузах МВД РФ..................64
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ СТРАТЕГИЙ ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РФ (на примере Сибирских вузов МВД РФ)........................86
2.1. Успешная профессиональная социализация личности как условие эффективного формирования и реализации профессионально-личностных стратегий выпускников вузов МВД РФ..........86
2.2. Управляемая профессиональная социализация как основной путь формирования и реализации профессионально-личностных стратегий выпускников Сибирских вузов МВД РФ в современных условиях 106
2.3. Приоритетные направления и основные пути формирования и реализации профессионально-личностных стратегий выпускников Сибирских вузов МВД РФ................................126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................152
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................... 174
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В 2000-е годы в России начинается кардинальная смена всего механизма социально-экономических преобразований. Переход на инновационный социально-ориентированный путь развития осуществляется в условиях сохранения высокого уровня социального и регионального неравенства. Одновременно вызывает тревогу показатель преступности'среди населения: если на общероссийском уровне на протяжении последних трех лет наметилась тенденция к снижению количества зарегистрированных преступлений (2006 г. - 3,8 млн.; 2007 г. -3,572 млн.; 2008 г. — 3,209 млн.) [246], то, например, в Иркутской области тенденция к устойчивому снижению пока не прослеживается (2006 г. - 87,5 тыс.; 2007 г. — 91,56 тыс.; 2008 г. - 87,6 тыс.) [176, 177, 178]. В целом, по данным статистики МВД РФ, на настоящий момент на территории Сибирского региона уровень преступности выше среднего российского показателя. Кроме того, в связи с нехваткой кадров, на службу принимается большое число лиц, не отвечающих в полной мере требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел (ОВД). В этой связи, подготовка кадров для ОВД становится вопросом исключительной важности.
Одним из критериев ее качества выступает уровень текучести кадров молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений МВД РФ. Увольнения молодых сотрудников в течение первых трех лет службы во многом связываются с интенсивностью работы с ними в момент адаптационного периода в вузах МВД РФ. Другим критерием качества подготовки кадров для ОВД является динамика преступности в самой правоохранительной среде, в том числе и среди сотрудников и курсантов образовательных учреждений МВД РФ. Значимым критерием следует также назвать эффективность профессиональной и воспитательной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского составов вузов МВД РФ.
В условиях экономическою кризиса ситуация усугубляется, что с неизбежностью порождает у многих курсантов вузов МВД РФ
процесс социализации, мы можем увидеть в работе социологов Р. Клутье и А. Репо, которые выделили четыре иерархически расположенные структуры, осуществляющие социализацию [227, р.24]. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга. Первая из этих структур - эго микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, школа, круг друзей. Вторая структура -мезосистема - это отношения между элементами микросистемы, например, между семьей и школой. Третья структура - это экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но, тем не менее, участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. В последнем случае, например, речь пойдет о работе родителей, их деловом окружении, начальниках и подчиненных, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании представлений о мире взрослых у ребенка. Особенно в нашем случае, когда дети сотрудников органов внутренних дел часто продолжают профессиональный путь родителей. Наконец, четвертая структура - это макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, но и косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.
Одной из важнейших целей социализации личности и ее воспитания является выработка у человека правильного понимания смысла жизни. Проблема смысла человеческой жизни занимала умы мыслителей с древнейших времен. Этой социально-философской категории давалось различное трактование. Ее содержание остается предметом исследования многих современных философов и социологов как западных, так и отечественных [133, с.340-343]. Человек может видеть смысл своей жизни в различных сферах своей деятельности. Например, в общественной сфере -жить и работать во имя счастья и лучшей жизни будущих поколений, своих
19
детей и внуков. Такое понимание цели своей жизни у человека формируется под воздействием широкой системы пропаганды, внушения ему необходимости отдавать свои силы во имя будущего страны, определенных общественных идеалов. История дала тому много примеров, например, построение коммунизма в СССР и других странах и т.п. В экономической сфере смыслом жизни человека может быть накопление материальных ценностей, увеличение личною богатства, приобретение новой собственности. Смыслом жизни некоторых людей, истинных патриотов своей родины является борьба за свободу своего народа, независимость государства. Интересы народа, государства участники этих событий нередко ставят выше личной жизни. Это рождает массовый героизм революционеров, солдат, защитников Отечества. Смысл жизни уникален для каждого человека, эго сугубо личное убеждение индивида, цель его личной жизни. В перечисленных выше сферах общественной жизни люди в основном могут искать и находить смысл своей жизни. Он существует вне человека, его надо именно найти, а не придумать. Смысл жизни нередко меняется в связи с различными событиями, происходящими вокруг того или иного человека. В этих трудных условиях человек должен выдержать удар судьбы, обрести стойкость по отношению к сложившимся обстоятельствам и найти смысл своей дальнейшей жизни. Утрата смысла жизни - тяжелейшее состояние личности. Это касается и утраты общественных целей, которым человек служил многие годы. В молодом возрасте «регулирование» смысла жизни происходит у индивида легче. В пожилом возрасте этот процесс носит болезненный характер, а некоторые люди вообще не способны выработать в себе новый смысл жизни в связи с изменением социальных условий. Именно так это произошло в 90-е годы прошлого века в России, когда гражданами были утрачены главные общественные ценности, ради которых они жили, трудились и защищали Родину. В своей работе мы намеренно остановились на смысле жизни, т.к. именно в процессе социализации личности происходит поиск смысла жизни.
20