Ви є тут

Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества

Автор: 
Осипкина Анна Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192892
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Базисные философские и социологические концепции, обеспечивающие анализ гендерной проблематики.
1.2. Определение исходных понятий, используемых в работе
1.3. Концепция стереотипов сознания, социальных представлений и их значение в понимании гендерных различий
1.4. Ценностные ориентации и менталитет как основа социокультурного характера
ГЛАВА II.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика современных социокультурных процессов в стране
2.2. Эволюция ценностных ориентаций россиян в условиях транзитивного общества
2.3. Изменения сфер деятельности женщин: статистический и эмпирический анализ
2.4. Гендерная проблематика в РФ в условиях реализации принципов либерализма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
3
14
34
54
69
92
118
136
155
176
185
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что системный социологический анализ выделяет гендерный аспект эволюции современных социокультурных процессов и социологи прогнозируют рост этой тенденции, а вместе с ней и на ее основе - радикальное изменение традиционных систем ценностей женского населения планеты, которые во все возрастающей степени наполняются социально значимым содержанием. Актуальность этой проблематики определяется также необходимостью теоретического осмысления современных социокультурных процессов в стране и практической потребностью оптимизации процессов социальной адаптации населения к новым социальным отношениям, радикально меняющимся под воздействием либерально-рыночных ценностей, пропагандируемых всеми властными структурами.
Все российские экономические и политические инновации находятся в явном противоречии с существующими в массовом сознании россиян традиционными культурными образцами, социальными представлениями, стереотипами сознания и поведения большинства населения, а необходимая радикальная трансформация ценностных ориентаций населения существенно запаздывает по отношению к быстро изменяющейся социальной практике, что существенно осложняет протекание всех социокультурных процессов в стране.
Успехи и неудачи перехода населения к новым либерально-рыночным ценностям и адекватным им социальным отношениям во многом определяются отношением к общему курсу трансформации российского общества, всех социальных групп, в том числе и женщин, которые всегда традиционно являлись наиболее лояльной частью населения. Естественно, женское население России по своим социальным характеристикам (образу жизни, укладам хозяйствования, традиционным системам ценностей, наличию частной собственности и пр.) относится к разным возрастным,
Э
практикующими врачами-психоанапитиками, однако, философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи нуждающимся, т.к. кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов, в философии психоанализа имеется немало позиций, связанных с проблемами философской антропологии и философии культуры.
Творчество Фрейда, как философа можно разделить на два этапа: первый период касается создания концепции бессознательного, когда на основе своих экспериментальных данных, автор делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые он называет - сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции З.Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, какие-то идеи, имеющие иррациональный и вневременной характер.
Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. По его мнению, - это разумное Я, олицетворяющее память и мышление человека. Главная задача предсознания заключается в том, чтобы осуществлять цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека. Именно здесь находится источник конфликта человека с самим собой, т.к. бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Задача предсознания - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализоваться в какой-то деятельности, это приводит к тому, что в психике человека возникают такие процессы, которые затем становятся источником невротического поведения.
Анализируя бессознательное 3. Фрейд вводит в широкий философский обиход учение о либидо для обозначения сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия трактует его как такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. В более позднем периоде своего творчества Фрейд связал с либидо не только
18
эротическую любовь, но и все другие виды любви-себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству.
Исследуя либидо, 3. Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, - сублимирован, т.е. переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику.
Это позволило сделать главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически детерминированного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. На этой основе Фрейд охарактеризовал европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещенные (сублимированные) виды деятельности.
Во втором этапе своего творчества 3. Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы - Эроса и Тантоса (жизни и смерти). Наиболее существенным в этот период становится динамическая концепция психики человека, имеющая такие структуры как - оно (id), Я (ego) и super-ego или сверх-Я:
• Оно это - кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека;
• Структура Я призвана реализовать/запрещать импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек;
• Структура сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека.
Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, т.к. жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен.
19