Ви є тут

Социальные аспекты развития системы профессиональной ориентации

Автор: 
Чепляев Виктор Леонидович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1996
Артикул:
279348
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................3
Глава 1. Проблема социальной адаптации населения:
социальный и профессиональный аспект................. 16
1.1. Адаптация как системная характеристика взаимодействия ............................................16
1.2. Социально-адаптирующая функция профессиональной ориентации ...............................47
Глава 2. Социальные аспекты развития системы
профессиональной ориентации ...........................85
2.1. Социальная трансформация: адаптационный
аспект.................................................85
2.2. Концептуальные основы развития и совершенствования системы профессиональной ориентации населения......................................101
Заключение.................................................. 124
Список использованной литературы..............................131
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы развития системы профессиональной ориентации населения приобретают в настоящее время особое научно-практическое значение. Это связано, во-первых, с актуальной необходимостью развития и совершенствования всей системы социализации и социального контроля в условиях трансформации социальной системы и, во-вторых, с необходимостью усиления адаптирующих функций социальной системы в сфере труда. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, создали предпосылки социальной дезориентации и дезадаптации многих категорий населения как в широком социальном плане, так и в сфере труда - важнейшей сфере социальной реализации человека.
Дезадаптирующий характер реформирования социально-экономических отношений определяется несколькими существенными моментами. В первую очередь, - это радикальность происходящих изменений, нарушивших традиционную ценностно-нормативную и статусно-ролевую систему общества и скорость изменения социально-экономических условий жизнедеятельности, превысившая адаптационные возможности субъектов социальных процессов. Кроме того, трансформационные процессы достигли такой глубины, когда прогнозирование возможных социальных последствий со стороны социальной системы, и, следовательно, осуществление превентивных действий, затруднено. Ситуация усугубляется кризисом переходного периода, связанного с нестабильностью социально-экономических условий, безработицей, снижением уровня жизни и социальной защищенности человека, углублением поляризации и маргинализации социально-профессиональных групп. В наибольшей степени негативные последствия реформирования отразились на группах населения, социальная и профессиональная адаптивность которых ранее
12
осуществляющего широкую социализацию индивида и регуляцию его социального и профессионального поведения.
Как представляется, проблема профессиональной ориентации должна рассматриваться в рамках более общей проблемы социальной адаптации, что требует приложения социологических концепций к анализу развития системы профессиональной ориентации.
Целью диссертационного исследования является разработка концептуальных основ развития и совершенствования системы профориентации населения как социального института, обеспечивающего процессы профессиональной и социальной адаптации в сфере занятости, на основе анализа социальной функции профессиональной ориентации в расширенном методологическом контексте. Для реализации поставленной цели выделяются следующие научные задачи:
анализ существующей методологической базы профориентационной работы с целью определения адекватности теоретической основы новым научно-практическим задачам;
• определение принципов модернизации концептуальных основ профессиональной ориентации;
• определение приоритетных направлений и уровней профориентационной поддержки населения;
разработка практических рекомендаций по формированию системы профориентации в службе занятости для обеспечения социально-психологической адаптации и социальнопрофессиональной конкурентноспособности незанятого населения.
В качестве теоретической и методической основы исследования нами используются работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы социологии социальных институтов, социального поведения, социальной адаптации, социологии труда и
13
занятости, профессиональной ориентации, социальной работы, психологических механизмов социальной детерминации.
Теоретическую основу исследования в аспекте социальной адаптации мы создали на основе специальных социологических концепций, релевантных проблеме развития и совершенствования системы социализации и социального регулирования (М.Вебер,
Э.Дюркгейм, П.Бергер, Т.Парсонс, Р.Мертон, Д.Рисмен, Р.Макайвер). Анализ этих и других работ позволяет зафиксировать категориальное пространство социальной адаптации, которая имеет в социологических концепциях как явную, так и неявную представленность. Явно проблема социальной адаптации ставится в концепциях аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, и другие), социализации (Т.Лукман, П.Бергер), социальной ориентации (Т.Парсонс). Неявно социальная адаптация отражена в концепциях социального характера (Д.Рисмен, Э.Фромм), социального конфликта (Р.Дарендорф), социального действия (М.Вебер). Взаимосвязь социального и ментального, объективного и субъективного рассматривается с позиций клинической социологии (В.Гольжак). Необходимость учета основных социальных тенденций эволюции современного общества определило обращение автора к анализу современности П.Бергера.
Особенности социального поведения в аспекте адаптационных процессов в условиях трансформации социальной системы выделялись на основе анализа работ Л.Гордона, Н.Лапина, Л.Нонина, В.Рукавишникова, которые рассматривают дезадаптирующий характер радикального реформирования, кризисы идентификации, легитимизации, переходного периода, ставят вопрос о необходимости институциональной поддержки адаптационных процессов. Для разработки концептуальных оснований развития системы профессиональной ориентации имеют значение работы в области теории и методологии социальной работы (Л.Гуслякова, И.Зайнышев,