Ви є тут

Экологическое окружение как фактор качества жизни населения : на материалах Республики Татарстан

Автор: 
Замалетдинова Лилия Равилевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300578
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 3
Раздел 1. Качество экологического окружения: социальноэкологические идеи в теории качества жизни............................ 19
Раздел 2. Экологическое окружение в системе
факторов качества жизни............................................. 53
Раздел 3. Состояние и специфика экологического окружения в Республике Татарстан: воздействие на качество жизни населения ................................................................. 83
Раздел 4. Основные направления оптимизации
экологического фактора качества жизни населения..................... 123
Заключение........................................................... 186
Библиография....................................................... 192
Приложения.......................................................... 206
ь
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема экологического кризиса - самая важная из всех современных глобальных проблем. Свершившимся фактом является то, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. мировое сообщество вошло в период уже реализующейся экологической катастрофы. Примером тому являются не только техногенные катастрофы вроде взрыва на Чернобыльской АЭС, разливов нефти и горючего на водных поверхностях, выбросах вредных газов и жидкостей, вырубки лесов и пр. Примером наступившей и реализующейся экологической катастрофы являются также природные
катастрофы с неясной причинной обусловленностью: гибель более чем сотен тысяч людей в результате цунами в Индийском океане (2004г.), цунами Катрина в США (2005г.), землетрясения в Пакистане (2005г.), а также изменения климата, проявившиеся в 2008-2010 гг. Являются ли эти случаи следствием причин исключительно природного характера, или же здесь сыграла свою роль деятельность человека, вызвавшая глобальное потепление, увеличение озоновых дыр, нарушение газового баланса воздуха?
Перечисленные проблемы задают необходимость всестороннего изучения вопросов состояния и развития экологии, взаимоотношения
человека и природы. Неудивительно, что большинство ученых, вне зависимости от своей дисциплинарной принадлежности, признают и констатируют, что человечество стоит на грани исчезновения, вымирания вследствие собственного агрессивного, потребительского отношения к природному окружению. Социальный фактор признается наиболее значимым в возникновении современного экологического кризиса. Безусловно, социологическая наука, как наиболее компетентная в познании человечества как сообщества, не может остаться в стороне от обсуждения и решения экологических проблем.
Не менее значимой представляется проблема качества жизни
населения. Примечательно, что научные теории качества жизни в России получили наиболее широкое обсуждение именно в период поиска
3
Несколько иная трактовка исторического развития представлена в знаменитом сочинении О.Шпенглера «Закат Европы». Впоследствии идеи, высказанные в данном произведении, развивались в трудах А.Тойнби, Ф.Бэгби, Л.Гумилева и др. Авторы подчеркивают мысль о том, что каждый исторический и этнический тип культуры является автономным образованием и генетически не связан с предшествующими. Авторы концепции локальных цивилизаций настаивают на плодотворности плюралистической методологии исторического знания, которая исключает любые претензии на построение универсальных объяснительных схем.
Современные исследования реальных процессов социодинамики культуры в целом и различных ее формообразований ориентированы на использование традиционных методологических стандартов, представленных в классических версиях интерпретации истории европейской и мировой культуры.
Весьма красноречивым примером в этом отношении может служить фундаментальная работа группы немецких исследователей под редакцией профессора П.Динцельбахера «История европейского менталитета», в которой эволюция его форм парамегризируется сообразно трем основным историческим периодам: античность, средневековье, Новое время.
В целом, историческая эволюция важнейших форм и состояний экосознания и экологической мысли в западноевропейской культуре реконструируется А.Зеленковым как смена следующих исторических этапов или эпох: античность, средневековье, возрождение, Новое время1.
На каждом конкретно-историческом этапе развития европейской культуры предполагается вычленить такие ее компоненты, в которых артикулировался образ природы, представления о человеке как субъекте экологического отношения и различные вариации социально-экологических ценностей и императивов.
В результате образ природы, независимо от того, в каком конкретно-
1 См.: Зеленков Л. У каз соч. - С. 101.
23
историческом культурном ареале он формировался, разворачивается через пространственно-временные параметры, каузальные и динамические связи, а также телеологические признаки космического универсума.
Антропологическая составляющая в структуре экологического отношения развертывается в совокупности таких ее определений, как соотнесенность микро- и макрокосма, свобода, творчество и труд, феномены жизни и смерти, аксиологическая размерность человеческого бытия.
И, наконец, возможные вариации социально-экологических стратегий поведения и деятельности человека в природной среде его обитания представлены через анализ моделей соразмерности природного и социального порядка, социально-экологических программ, практики и преобразовательной активности общества, представлений о социальной иерархии и социальной динамике, а также смысла и направленности истории в контексте природной эволюции.
Таким образом, становится возможной концептуально-семантическая интерпретация важнейших приоритетов экологической культуры эпохи античности, реализуется структурно-содержательная реконструкция экологического контекста в культуре средневековья, выявляются базовые ценности экосознания эпохи Возрождения и обосновывается системная развертка основных стадий развития экологической мысли в новоевропейской культуре.
В отличие от западноевропейских, для традиционных обществ Востока, основанных на вплетенном в природные циклы сельскохозяйственном производстве, была характерна ориентация на синкретичное рассмотрение человека и его природного окружения, доминанта созерцательного и целостного мировосприятия. Западноевропейский тип социальности, базирующийся на дифференцированном и динамичном ремесленном производстве, напротив, способствовал оформлению в культуре и соответствующих формах экосознания таких представлений о взаимосвязи человека и природы, в которых природе отводилось прежде всего место
24