Ви є тут

Выбор студентами профессиональной карьеры: гендерные аспекты : На примере Республики Татарстан

Автор: 
Сафина Рамиля Галимзяновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275963
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение 3
Раздел I. Теоретические аспекты гендерных исследова-
14
НИИ
Раздел П. Гендер и карьера: взаимодействие и взаимовлияние 62
Раздел III. Гендер и планирование профессиональной карьеры студентами экономикоуправленческих специальностей 109
Заключение 162
Список источников и литературы 170
Приложения 187
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. «Профессиональная карьера» - одно из базовых понятий современной социологии. Выявление и использование основных закономерностей выбора и построения профессиональной карьеры, управление карьерой рассматриваются как необходимые элементы нормального функционирования организаций. Но в то же время наличие в обществе условий и возможностей для осуществления успешной карьерной реализации для женщин, рассматривается еще и как один из индикаторов демократичности и социально-экономического благополучия общества.
Если в патриархатшлх обществах женщине отводится исключительно роль домохозяйки, матери, «хранительницы домашнего очага», то в экономике современных развитых и демократических государств наблюдается «вторжение» женщин во многие считавшиеся ранее типично мужскими сферы, происходит феминизация и «высшего менеджмента». Сегодня женщины решительно выступают против явной дискриминации в сфере занятости и пытаются реализовать гендерное равенство в высших профессиональных и политических сферах.
«Ценностный переворот» в массовом сознании относительно возможностей женщины как крупного менеджера, который уже произошел, например, в США (наиболее феминизированной стране по представленности женщин в высшем менеджменте), России еще только предстоит пройти.
Как отмечают исследователи, российская экономика в будущем должна стать менее иерархичной, более гибкой и подвижной. И в этих условиях лучшими менеджерами станут те, кто умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. И в реализации нового подхода огромные преимущества будут иметь женщины.
По прогнозам социологов, важной тенденцией развития российского общества на ближайшие 50 лет станет его неуклонная феминизация. Но, несмотря на это, сохраняется гендерная дискриминация и экономическое неравенство между
18
В работе «Обмен женщинами» Г. Рубин, сочетая психоанализ со структурной антропологией (особенно с теорией систем родства К. Леви-Стросса), пришла к выводу, что обмен женщинами в патрилинейных обществах является ключевым моментом гендерной системы, которая поддерживает патриархатный порядок1. Она смогла доказать, что именно обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и структуры гендерной идентичности в семье. Кульминация процесса — это вытеснение (ссылка) женщин в домапппою сферу и сведение их к «естественным».
Именно Рубин ввела понятие поло-гендерной системы (sex/gender system). «Гендер — разделение по половому признаку, обусловленное социально. Это продукт социальных отношений в области сексуальности. Системы родства основываются на браке. Тем самым они превращают «самцов» и «самок» в «мужчин» и «женщин», каждый из которых неполон без своей «половинки». Мужчины и женщины, безусловно, различны. Но не настолько, как день и ночь, небо и земля, инь и янь, жизнь и смерть. По сути дела, если исходить из природы, то мужчины и женщины имеют больше общего друг с другом, чем кто-либо из них с чем-либо другим, например горами, кенгуру или кокосовыми пальмами. Идея, противоположная этому, должна исходить из другого исходного пункта, но не из природы»2, - писала она.
Таким образом, Г. Рубин полагала, что гендерная система - это набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности, и в которой эти трансформированные сексуальные потребности удовлетворяются. По ее мнению, гендерная система конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, и фактически она является системой власти и доминирования, цель которой - концентрация материального и символического капитала в руках отцов3.
Содержание понятия «гендер» (gender): социальный пол. Дифференциация понятий «пола» (sex) и «гендера» (gender) означала выход на новый те-
1 См.: Рубин Г. Обмен женщинами: заметки политэкономии пола / Г. Рубин //Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и коммент. Е.И. Галовой и АР. Усмановой. - Минск, 2000. - C.99-I13.
2 Рубин Г. Указ. соч., С. 109.
3 См.: Там же.
19
оретический уровень осмысления социальных процессов. А. Кирилина - крупнейший отечественный специалист в области гендерной лингвистики, описывая историю возникновения понятия, напоминает, что «английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят го лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук - социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс. Перенос был сделан, чтобы «уйти» от термина «sexus» (биологический пол), так как это понятие связывает с природной детерминированностью не только телесные различия мужчин и женщин, но и поло-ролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную ((ценность» лиц в зависимости от их пола Термин гендер был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий»1. Эта «лингвистическая операция» была проделана на рубеже 70-80-х годов XX века В тот момент в поле общественных наук формировалась новая научная дисциплина — гендерные исследования. Ее предметом был выбран анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин. Соответственно одной из важнейших проблем этих исследований стала проблема точного разграничения понятий «пол» и «гендер».
Как справедливо отметил Э. Гидденс, «разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе»2. При употреблении понятия гендер (и его производных) речь идет о социальных, культурных, психологических особенностях позиций женщин и мужчин в общественных отношениях. Как определяет Э. Гидденс, «гендер» — это социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, «социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин».3
' Кирилина А.В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании // Фнлолопгческие науки. - 2000. - № 3. - С. 18-19.
2 Г идаенс Э. Социология / Э. Г идденс. -М., 1999. - С. 153.
3 Там же, С. 665.