СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................... 3
Глава1. Теоретико-методологические основы исследования 12
национальной идентичности в условиях глобализации.............
1.1. Социологический дискурс национальной идентичности 14
1.2. Национальная идентичность как матрица самоопределения курдского общества.......................................... 35
1.3. Глобализация и основные направления трансформации национальной идентичности................................... 58
Глава 2. Национальная идентичность в концептах глобализации 75
2.1. Национальная идентичность и транснациональное социальное пространство................................................ 78
2.2. Социологический постмодерн: проектирование национальной идентичности................................................. 97
2.3. Движения контридентичности: концепция действующего человека.................................................... 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 133
ЛИТЕРАТУРА...................................................... 137
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что наступивший XXI век можно назвать веком взрыва идентичностей. Национальная идентичность как самоопределение, самопричисление индивидов и групп в координатах национальной общности, вопреки логике глобализации с моделями гражданства мира и транснациональной идентичности, воспроизводится и производится в глобализируемом мире, что проецируется на сферу международных, виутриобщественных, межличностных отношений, затрагивая, таким образом, социальные мега-, мезо-микроуровни. Национальная идентичность является не только последствием архаизации и локализации, но и способом, инструментом интеграции народов в современном мире. Эти обстоятельства делают необходимым анализ и оценку национальной идентичности в социологическом дискурсе, сравнение и выявление объяснительного, аналитического и прогностического потенциалов иccлeдoвaниЯj. сформировавшихся теоретико-методологических подходов к национальной идентичности в контексте глобализационных процессов.
Формирование национальной идентичности в условиях глобализации характеризуется, с одной стороны, обособлением, дистанцированием от других национально-этнических групп, поисками коллективного национального «Я», с другой - включением ресурса идентичности в качестве «приза» в соревновании за позиции в глобализируемом мире. Современная национальная идентичность испытывает влияние «транснационализации», что делает затруднительным сохранение ее целостности, но остается по существу формой самоопределения, которая вбирает часто парадоксальные, но связанные с многообразием возможностей в определении национальной стратегии символы. Таким образом, национальная идентичность в контексте глобализации является процессом дифференциации, фрагментаризации, комплиментарности системных и субъектных факторов. Сложность процесса
3
действии воображения на ее существование. Для декоиструкционистов вроде Б.Андерсона этничность и национализм - абсолютно искусственные конструкты. Он считает, что если только нация представляется идентичностью, то ее народ может закрепить на нее свое право. Представители даже самых малых народностей никогда не узнают своих соплеменников, не встретят их или даже не услышат о них, однако в уме каждого живет представление об их общине. Эго община, продолжает он, ибо она’ понимается, как глубокое, горизонтальное товарищество. Это описание вполне подходит для контекста, в котором появились национальные государства, принеся наряду с этим создание национальной истории.
По мнению Б.Андерсона, повторяющаяся модель для изобретения национальной идентичности была придумана европейскими мыслителями в XIX веке в процессе взаимного наблюдения, подражания и передачи идей и опыта.2
Национальная проблематика вновь актуализирована в современном научном и общественном дискурсах. Во многом, это связывается с глобальными интегративными процессами. При этом автором рассматриваются самые противоречивые взгляды по данной проблематике -от полного исчезновения наций под влиянием глобальной культуры и экономики до приобретения ими новых качеств и их выхода на новые уровни понимание нация как национального государства.
Л
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. - 288 с.
13
1.1 Социологический дискурс национальной идентичности
По мнению американского ученого Л.Фоллерса, автора книги «Антропология национального государства», самые серьезные проблемы наций и национальных государств чаще всего связаны не с экономикой, политикой или обороной, а с нематериальными, неосязаемыми символами. Все преуспевающие нации обладают набором стержневых символических элементов, которые служат их гражданам своеобразными критериями истины. Эти символы поощряют лояльность, конкретизируют чувства собственного достоинства и самоуважения, а также создают этическую основу для общественного участия в функционировании социальных, политических и экономических институтов. Всякая нация и всякое национальное государство, следовательно, должны определить для себя осознанно, с помощью каких символов они хотели бы выразить свои представления о себе как таковых на индивидуальном и коллективном уровнях.3 Иными словами, нации и государства должны ответить для себя на вопросы: «Кто мы?» и «Что конкретно скрывается за этим «мы»?, то есть определить свою национальную идентичность.
Национально-этническое образование предстает как объединение «своих», отличных от «других», «чужих», а национальная культура выступает неким защитным полем для нации, этноса в условиях нестабильности общества. Можно согласиться с Седовой Н.Н, что этническая сущность человека неизменна в течение всей жизни, хотя осознается этот факт чаще всего именно в критические моменты истории, когда в поисках точки опоры в постоянно меняющемся мире человек находит ее в неизменности своей национальной принадлежности. Поскольку этнические характеристики способствуют выживанию вида и непосредственно восходят
3 Хантингтон С. Кто мы? М, 2004. - 635 с.
14
- Київ+380960830922