Ви є тут

Формирование этнической толерантности в современном российском обществе

Автор: 
Акопян Сергей Арамович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192729
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа
этнической толерантности................................ 16
1.1. Сущность и особенности толерантности............... 17
1.2. Методологические особенности изучения толерантности.................................... 33
1.3. Нормативная правовая база толерантности............ 48
ГЛАВА 2. Социологический анализ тенденций этнической
толерантности в России.................................. 61
2.1. Характеристика основных показателей этнической толерантности.................................... 61
2.2. Национализм и ксенофобия как выражение интолерантности......................................... 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 123
СПИСОК использованных источников и литература
136
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность. Изменение систем ценностных ориентаций предполагает необходимость углубления научной проработки этнической: толерантности. Проблема межэтнического взаимодействия-; в рамках российской цивилизационной модели представляет значительный научный и практический интерес.
Как уважение к представителям различных этносов, религий и культур, толерантность является непременным условием выживания и. развития современной- цивилизации. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей различных общин, совсем еще недавно не имевших представления об* особенностях мировосприятия, традиций, культуры, бытового поведения своих новых соседей, что создает естественную почву как для взаимодействия, так и для потенциальных конфликтов.,
Проблема толерантности актуальна для современной России в силу ее многонационального состава и многоконфессионапьности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории - распадом СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными- и:. государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности.
В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, снижением согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предпосылок толерантности, а также тенденций ее динамики.
стороны государства и государственных служащих не предпринимается * реальных действий- против агрессивной интолерантности, чему в значительной мере способствует недостаточная развитость нормативной правовой базы, в решении-межэтнических проблем; в целом ситуацию можно охарактеризовать, как широкое распространение правового нигилизма; которым- заражено подавляющее большинство российских граждан.
4. Выявлено, отсутствие дискриминации по национальному признаку в краях, областях с преобладанием русского населения и. на федеральном уровне, но • недостаточно полная представленность русских (политических руководителей* и государственных служащих) в органах управления национальных: республик, что свидетельствует о* том, что проблемы толерантных отношений более остро стоят в регионах, чем: в федеральном Центре. Это * означает, что сфера межнациональных отношений в России стабилизировалась в состоянии относительно устойчивого равновесия; в обществе имеется значительный «запас терпимости», толерантности; несмотря.на имеющиеся болевые точки и: противоречия, идет процесс консолидации населения вокруг общих целей и ценностей;
5. Обосновано, что для: реализации политики: толерантности: целесообразно выделить приоритетные направления, среди' которых: организация мониторинга социальной нетерпимости и напряженности в различных социальных группах и регионах; разработка эффективных технологий формирования социальных норм толерантности; реализация: этих: технологий-: на' разных уровнях - образовательном,
информационном, политическом, социально-экономическом, правовом.
Практическая значимость, диссертационного исследования;. Исследование открывает прикладные возможности, в частности для профилактики; и определения способов раннего предупреждения этнических конфликтов, снятия критических точек роста- этнической
15-
напряженности за счет формирования позитивных установок толерантного сознания в российском обществе.
Результаты исследования могут быть использованы в новейших исследованиях проблем толерантности и политических технологий, при разработке новой научно обоснованной модели национальной политики России, принятии политико-управленческих решений, а. также при преподавании дисциплин гуманитарного цикла с учетом проблем толерантности в образовательном цикле для государственных служащих.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры государственной- службы- и кадровой, политики-Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Основные теоретические положения диссертации и данные социологических исследований докладывались автором на- научно-практических междисциплинарных конференциях:
- межрегиональной научно-практической конференции «Государственная служба и кадровый потенциал России, современность и будущее» (г. Москва, 22 марта 2002 г.);
- межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Теоретическое наследие ПА. Сорокина и актуальные проблемы научных исследований» (г. Москва, 15 апреля 2002 г.);.
- второй междисциплинарной аспирантской конференции > «Государственность - и государственная служба России:, пути, развития», (г. Санкт-Петербург, 14 июня 2002 г.);
- третьей межрегиональной аспирантской конференции «Государственность России и государственная служба: пути развития»' (г. Санкт-Петербург, 15-16 мая 2003 г.).
Структура диссертации определяется общей концепцией, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (включающих в себя пять параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.