Ви є тут

Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации : социологический аспект

Автор: 
Короткова Анна Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278036
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретические основы исследования социальных принципов формирования имиджа семьи в СМИ.......................................17
1.1 Принципы формирования имиджа современной семьи и методология его исследования..............................17
1.2 Социологический аспект формирования имиджа семьи в СМИ.......................................................52
1.3 Общественное мнение как фактор формирования имиджа семьи ..73
Глава 2. Анализ влияния средств массовой информации на формирование имиджа семьи..........................................................86
2.1 Исследование динамики семейных установок молодежи под влиянием СМИ..............................................87
2.2 Фамилистический анализ материалов прессы...................106
2.3 Влияние семейных образов в рекламных сообщениях на кризис семьи................................................................110
Заключение...........................................................146
Список использованной литературы......................................151
Приложение...........................................................162
Глоссарий
-3-
Введение
Актуальность темы исследования. Основным транслятором создаваемого имиджа брака и семьи, бесспорно, являются СМИ. В XX веке мир стал гораздо более зависимым от коммуникации, чем это было ранее, и статус социальных институтов, структур, групп населения стал определяться местом, которое они занимают в потоках массовой информации.
Имидж семьи, пропагандируемый в СМИ, во многом определяет актуальные модели семейного поведения, активно участвует в формировании такого сложного феномена, как мода, создает типизированные образы-эталоны семьи, которые впоследствии сопровождают человека всю его жизнь, оказывая значительное влияние на его мировосприятие. Посредством идентификации и проекции человек неосознанно подражает (процесс клонирования) образам семьи, рекламируемым СМИ.
Имидж семьи рассматривается автором с точки зрения теории массовой коммуникации, когда созданные образы семьи выполняют социальные функции (социальной идентификации, ценностной ориентации). Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, которые убедительно пропагандируются средствами массовой информации как положительный стереотип образа жизни. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период. Такой подход позволяет четко задать предметное поле исследования, а также раскрывает все многообразие имиджевых коммуникаций в СМИ.
В настоящее время наблюдается рост различных негативных явлений в сфере брака и семьи - таких, как падение рождаемости, сокращение числа • браков и увеличение разводов, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В Москве за январь-май 2006 года было заключено 20,5 тыс. браков - что на 12,7 процента меньше, чем за аналогичный период 2005 года. Произошло
-20-
состояние затяжного разлада с другими социальными институтами.
К нерешённым проблемам функциональной связи семьи и ее имиджа относятся: ослабление возможности семьи в передаче социокультурных накоплений, в том числе и стереотипов поведения и образа жизни; неспособность общества помочь семье закрепиться в иерархии статусов, сформировать и реализовать необходимый уровень потребностей для его развития, осуществить контроль над процессом создания имиджа семьи в СМИ (особенно в рекламной деятельности).
Учитывая особенность современного состояния социума, его балансирование на грани хаоса и порядка, необходимо воспользоваться синергетическим методом и проанализировать структуру ценностей, соотнеся их с теорией бифуркации и аттракторов. Аттракторы выступают в роли факторов, как минимум удерживающих людей в рамках стереотипизированного имиджа, соответствующего развитию общества.
«Если дословно переводить с английского слово image, то в буквальном смысле оно означает «образ». Под «образом» имеется в виду не только визуальный, зрительный образ (вид, облик каждого члена семьи), но и образ их мышления, действий, поступков. В данном случае русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о семье, которое возникает у других людей. Имидж семьи - означает то, какой люди видят данную семью, точнее как её оценивают, как они к ней относятся».
В русском языке есть термин, который трактуется почти так же, как и обсуждаемый английский термин «имидж». Это - мнение как суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь.1 «Имидж» и «мнение» - достаточно близкие по своему содержанию термины, но есть между ними и различие, которое заключается в следующем. «Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека, семьи, организации, страны», а «мнение» - в словосочетаниях типа «мнение
1 Ожегов С.И. «Словарь русского языка». - М.: Оникс Издательство ООО, 2007.
-21 -
о человеке, семье, организации, стране».
«По-другому можно сказать так: «имидж» - это то, что у Вас, а «мнение» - это то, что у них о Вас».1 Таким образом, имидж семьи - это то мнение о семье, которое сложилось у отдельных личностей ИЛИ у определённых групп людей.
Имидж семьи, то есть то мнение о семье, которое создалось в обществе, имеет огромное влияние на взаимоотношения внутри семьи и на жизнь отдельных её членов. Когда у человека или у группы людей складывается определённое мнение о какой-то семье, то это сформированное в сознании (или в подсознании) отношение определяет, формирует готовность действовать применительно к этой семье определённым образом.
Значит, сложившееся о семье мнение окружающих будет определять и их готовность действовать в отношении этой семьи определённым образом, причём действовать подчас на подсознательном уровне.
Графически эта цепочка выглядит следующим образом:
Схема 1. Влияние имиджа семьи на социальную деятельность человека
мнение
окружающих о установка в готовность
имидж семьи -> семье -> отношении действовать в
отношение семьи отношении семьи
окружающих к
семье
Более того, имиджи одних и тех же семей могут быть разными в зависимости от интересов формирующих их социальных групп. К примеру, имидж семьи, создаваемый её членами и друзьями, может быть максимально положительным и максимально негативным - если его формируют завистники и недоброжелатели. Имидж семьи складывается, прежде всего, на основе эмоционального, чувственного восприятия. Люди, воспринимая информацию, неизбежно окрашивают её чувствами. Отсюда и возникает
1 Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. - М.: Дело, 2000, с. 10.