ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМА КАК ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
£ 1. Ислам в социальном пространстве современной России 15
$ 2. Институциональные особенности ислама как традиционной религиозной идеологии. Институты исламской модели общества 41
$ 3. Институциональные регламентации экономически ориентированного действия в исламской модели общества и их применимость на постсоветском экономическом пространстве 60
ГЛАВА 2. ИСЛАМ В СТРУКТУРЕ ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 82
£ /. Социологическая концептуализация феномена
корпоративной культуры 82
£ 2. Возможности и границы инкорпорирования исламского институционального регулирования экономической деятельности в основания ценностного консенсуса современных экономических организаций 108
§ 3. Логико-смысловая интеграция ценностно-нормативного комплекса ислама в корпоративную культуру предприятий России XXI в. 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
167
3
Введение
Актуальность темы исследования. Социально-политические
изменения 1990 - 2010-х гг. коренным образом повлияли на структурирование нового формата религиозной ситуации в РФ. Принятие Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» (1990 г.), Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) на правовом уровне закрепили самое возможность полирелигиозности российского социума. В истекшие десятилетия значительно возрос уровень религиозной вовлеченности россиян, а религиозные организации стали полноправными членами третьего сектора российского гражданского общества. Однако осуществившееся в российском обществе религиозное возрождение выражается не только в росте числа верующих, но и в появлении ситуаций межрелигиозного противостояния представителей различных религий исторического наследия России. Более того, одной из негативных составляющих современной российской повседневности стали конфликты на этнорелигиозной почве, причем их причину общественность склонна видеть в исламском факторе.
Социально-экономическая нестабильность, усиление миграционных потоков из регионов традиционного распространения ислама в российские мегаполисы, война в Чечне, существующие противоречия на Северном Кавказе, противоправная деятельность экстремистских группировок, использующих в целях оправдания террористических актов исламскую религиозную идеологию, привели в российском социуме к утверждению негативного стереотипа в восприятии ислама. В связи с этим отчетливо актуализируется проблема несоответствия этого искаженного стереотипа, сложившегося в 1990-х гг., реальности российского ислама XXI в.
Современное российское общество содержит полирелигиозную среду, выявляющую статистическое преобладание двух религиозных традиций -православия и ислама. Пребывание исламских регионов в составе РФ, а также все нарастающие миграционные процессы из этих регионов в направлении крупных российских мегаполисов и городов актуализируют необходимость социологического осмысления условий бесконфликтного взаимодействия представителей исламского и православного
18
равное количество верующих мусульман в городе и селе (52% и 48%). Однако среди верующих мусульман лиц с высшим образованием было в два раза меньше, нежели только окончивших среднюю школу (14% и 30%)'. По данным ИСПИ РАН (2006 г.) показатели религиозной принадлежности остались неизменными.
По данным ИСПИ РАИ в период 2005 - 2008 гг. последователями ислама заявили себя в Карачаево-Черкесии - 52%; в Ингушетии - 97%; в Северной Осетии - 15%; в Башкортостане - 44% при общих показателях
л
религиозности 58%, 96%, 74%; 59% соответственно“. В Карачаево-Черкесии количество верующих в городе и селе примерно равное (55% и 57%), аналогичные данные и в отношении лиц, имеющих среднее и высшее образование (55% и 57%). Сходные показатели и в социальных группах по материальному достатку: «обеспеченные» - 62%, «малоимущие» - 64%3.
В Ингушетии количество верующих в городе и селе составило по 96%; такие же показатели и в социальных группах по материальному достатку: «обеспеченные» - 97%, «малоимущие» - 94%; сходный уровень
религиозности зафиксирован среди лиц со средним и высшим образованием (96% и 97%). Религиозное население Северной Осетии имеет следующие характеристики: представители города и села - 59% и 60%; «обеспеченные» и «малообеспеченные» - 62% и 64%, лица со средним и высшим образованием - 57% и 61%. В Башкортостане в качестве верующих себя заявило 47% городского и 51% сельского населения, 51% и 42% лиц со средним и высшим образованием соответственно, 41% «обеспеченных» и 51% малообеспеченных лиц.
Ввиду усиливающихся миграционных потоков в федеральные центры представляют интерес данные ИСПИ РАН по религиозной принадлежности жителей Москвы. В 2008 г. к верующим в Москве себя относило 62% населения, из которых доля православных составила 75%, мусульман - 15%. Показатель религиозной самоидентификации православных москвичей
населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян / отв. ред. В. В. Локосов; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. М.: Наука, 2006. С. 3, 52.
'Синелина Ю. Ю. Указ. соч. С. 53.
2Кублицкая Е. А. Указ. соч. С.98-106.
’данные по отдельным г руппам религиозного населения Карачаево-Черкесии. Ингушетии, Северной Осетии и Башкортостана указаны в отношении всех респондентов, отнесших себя к разряду верующих независимо от конфессиональной принадлежности.
19
составил 73%, москвичей-мусульман - 84%. Жители столицы1 отметили положительное влияние на человека таких функций религии, как: сохранение национальной культуры и традиции - 70%; воспитание нравственности и удержания от аморальных проступков - 69%, духовное обогащение человека - 63%.
Отдельного внимания заслуживает более высокий показатель численности представителей ислама в московском социуме по сравнению с общим показателем по стране (15% против 5%-6%). С учетом данных Росстата по количеству постоянных жителей Москвы на 01.01.2009 (10,51 млн. чел.)2, а также данных по религиозной принадлежности можно сделать примерный расчет численности последователей ислама в столице на указанную дату - это 977 тысяч человек. С учетом показателей 2008 г. (ИСПИ РАН), характеризующих «исламский мир» Москвы, и предварительных данных Всероссийской переписи населения 2010 г.3 число мусульман-москвичей, постоянно проживающих на территории мегаполиса, составило 1 млн. 71 тыс4. Социокультурной особенностью мусульманской уммы столицы является гетерогенность, обусловленная этнической принадлежностью' ее членов.
Анализ количественных показателей религ иозной принадлежности к исламу в РФ должен учитывать тот факт, что абсолютные показатели численности российских мусульман расходятся в зависимости от источников информации. Согласно данным, опубликованным в 2009 г. А. В. Малашенко
'независимо от конфессиональной принадлежности и степени религиозности
2данные получены из центральной базы Росстата на основе формируемого запроса. - См.: Центральная база Статистических данных [Электронный ресурс) // Федеральная Служба государственной статистики [Официальный сайт]. 2011. 14 июл. 1ЖЬ:
Ьир:/Ду\у\у^кя.ги/сІЬясгірі&/СЬ8<1/ОВІпеі^і?р1=2409019 (дата обращения 14.07.2011).
'Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб. / Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. С. 10.
4расчет носит условный характер, так как содержит сведения только по официально зарегистрированным москвичам и не учитывает показатели нелегальной миграции. Представление объективного этноконфессионального портрета Москвы на текущий момент невозможно ввиду исключения вопроса о конфессиональной принадлежности из опросных листов переписей населения 2002 г. и 2010 г.
5по данным различных источников в 2004 г. - 2005 г. татарская община в Москве насчитывала от 250 тыс. - до 500 тыс. человек; с учетом нелегальных мигрантов азербайджанская диаспора - порядка 1 млн. чел.; таджикская - 600 тыс. чел.; чеченская - от 80 тыс. до 150 гыс. чел. - См.: Сас И. Зеленое знамя Москвы: Общинная инфраструктура обеспечивает мусульманской диаспоре бытовой комфорт, успех в бизнесе и продвижение во власть [Электронный ресурс] // Независимая газета [Сайт]. 2005 г. 15 нояб. ІЖЬ: 1Шр:/Лу\\г\у.пя.ги/і<1еа$/2005-11-
15/l_gгccnbaIlncr.htшl (дата обращения: 15.07.2011).
- Київ+380960830922