Ви є тут

Связи институтов власти с общественностью в системе социальных коммуникаций : Региональный аспект

Автор: 
Рева Александр Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275965
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования связей
с общественностью в современном российском обществе 17
1.1. Социальная коммуникация как тип социального взаимодействия институтов власти и социальных групп 17
1.2. Институциональный подход к исследованию связей с общественностью в регионе 48
1.3. Этапы институционализации связей с общественностью и их особенности в российском обществе 81
Глава 2. Социальный механизм связей институтов власти с общественностью в регионе 97
2.1. Региональные условия связей институтов власти с общественностью 97
2.2. Связи с общественностью как фактор формирования региональных и муниципальных органов власти (на примере предвыборных ситуаций) 109
2.3. Типология основных моделей развития и институционализации связей с общественностью в регионе (субъекте РФ) 133
Заключение 155
Список литературы 163
Приложения 173
ё
А
Б
В
Г
173
174
175 177 181 184 191
д
Е
Ж
2
Введение
Актуальность темы исследования Социальная коммуникация всегда играла важную роль в жизни общества. Но в последней четверти XX в. в мировом информационном обмене наступили кардинальные перемены. Они были связаны с тенденциями глобализации, когда значительная часть населения планеты оказалось включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. У индивидов появилась возможность обращаться с событиями в режиме реального времени, становиться их участниками. Уменьшается значение национальных границ, что дает индивидам ощущение приобщения к некой глобальной общности.
Преобразования в информационной сфере затронули техникоэкономическую, социально-культурную и политические сферы и российского общества, что создало предпосылки для накапливания больший социальной информации, социального опыта. Потребовалось формировать новые или видоизменять существующие социальные институты, организации, общности, и среди них, прежде всего, институт паблик рилейшнз (связей с общественностью).
Понятие паблик рилейшнз или связи с общественностью (ПР), еще недавно малоизвестное и непривычное для отечественной социологии и политической ментальности, в последние годы буквально ворвалось в нашу жизнь. Написаны уже десятки книг на эту тему, публикуются статьи и материалы на страницах журналов и газет, в Москве и Санкт-Петербурге начали выходить профессиональные специальные журналы, более ста вузов ведут подготовку специалистов по связям с общественностью. В России и других странах СНГ основаны национальные ассоциации но связям с общественностью. Весь цивилизованный мир уже не просто привык к нему, но и превратил паблик рилейшнз в эффективно работающую науку и искусство достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами гражданского общества.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля (1881г.) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест».
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова (1978 г.) дается два толкования «коммуникации»: 1- пути сообщения, 2 - сообщение, общение.
В отечественной научной мысли, на наш взгляд, наиболее правильно оценили смысловое социологическое звучание категории «коммуникация» составители «Краткого психологического словаря». Назовем лишь некоторые из этих положений:
- коммуникация - это смысловой аспект социального взаимодействия,
- основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента,
- коммуникация выполняет управленческую, информационную, эмотивную, фактическую (связанная с установления контактов) функции,
- по типу отношений между участниками бывают межличностная, публичная и массовая коммуникации и т.д. [82, с.147]
Диссертант полагает, что необходимо при исследовании категории «коммуникация» исходить из того, что это понятие существует на двух уровнях -на уровне обыденного и уровне научного представления об этом явлении.
Па обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода. Например, выражение: «коммуникативный человек» - характеристика того, кто легко идет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание, кто сам открыт для контактов и общения.
Обыденное толкование «коммуникации» можно представить как систему коммуникативной деятельности людей в обществе. Она обусловлена соответствующими нормами и оценками и формирует определенные социальные отношения.
Что же касается научного определения коммуникации, то здесь существует несколько подходов к определению содержания и функций коммуникаций.
Прежде всего, в литературе термин «коммуникация» нередко подменяется такими понятиями как «общение», «речевая деятельность», «социальная коммуникация», «массовая коммуникация», которые зачастую употребляются как синонимы.
Слово «общение» часто используется не в строго терминологическом смысле, а под ним подразумевают процесс обмена мыслями, информацией и даже эмоциональными переживаниями собеседников. В итоге для социологов общение
- это социально-обусловленный вид деятельности [136, с.329-330]. Для лингвистов
- это актуализация коммуникационной функции языка в разнообразных речевых ситуациях [169. с.477]. Для психологов - это процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельности с целыо обмена информацией [82, с.213].
«Речевая деятельность» в языкознании рассматривается как один из аспектов языка. Выделяют говорение, слушание, чтение и письмо как виды речевой деятельности. В психологии речевая деятельность трактуется как вид деятельности, наряду с трудовой, познавательной и др. Для социологов речевая деятельность - система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях [148, с.69].
Для характеристики процесса взаимодействия необходимо обратиться к формулировке этого процесса, данной известным социологом П.А. Сорокиным. Он полагал, что взаимодействие двух и большего числа индивидов есть родовое понятие социальных явлений, оно может служить моделью последних. Изучая if строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим, тем самым, на части самые сложные социальные явления.
Чтобы явление взаимодействия людей было возможным, необходимы три основных условия:
1) наличие двух и большего числа индивидов обуславливающих переживания и поведение друг друга;
19