Ви є тут

Информационная асимметрия как фактор социальной конкурентоспособности современного образовательного продукта

Автор: 
Меркулова Елена Петровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192081
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Социальная конкурентоспособность образовательного продукта в информационном обществе........................ 17
1.1. Образовательная деятельность и образовательный продукт: подходы к определению....................................... 17
1.2. Современное информационное общество и новые требования
к образовательному продукту.................................... 30
1.3. Социальная конкурентоспособность как необходимый атрибут образовательного продукта в современных условиях........... 48
ГЛАВА 2. Информационная асимметрия на образовательном рынке и ее роль в повышении социальной конкурентоспособности образовательного продукта................................ 59
2.1. Сущность и формы проявления информационной асимметрии
на образовательном рынке....................................... 59
2.2. Анализ информационной асимметрии на современном российском образовательном рынке.................................. 74
ГЛАВА 3. Снижение информационной асимметрии как фактор повышения социальной конкурентоспособности образовательного продукта.................................................. 97
3.1. Роль государственных образовательных стандартов в снижении информационной асимметрии.................................. 97
3.2. Организация систем оценки качества образовательного продукта как способ снижения информационной асимметрии (международный и отечественный опыт)............................ 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 141
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................. 145
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................... 159
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование, особенно высшее, всегда рассматривалось учеными и политиками как важнейший фактор социального и экономического прогресса. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов.
В индустриальной экономике преимущественное значение имеет узкая направленность образования, его специализация, обусловленная относительно медленными изменениями рыночной конъюнктуры. Специализация позволяет работнику оттачивать профессиональное мастерство, повышать производительность труда. Основной концептуальной идеей образования является получение образования раз и навсегда. Диплом о высшем образовании в этих условиях является, прежде всего «сигналом», говорящим о том, что его носитель -- человек способный.
В настоящее время происходит переход общества от индустриальной стадии развития к информационной, в которой изменяется роль образования и ожидания от него. В новом, быстро изменяющемся мире, недостаточно только знаний, навыков и умений, полученных единожды. Внешняя среда становится все более изменчивой: растет объем информации, требующей оценки и переработки. Соответственно, в современных условиях возникает необходимость в подготовке не просто специалистов, а, прежде всего индивидов, обладающих особыми личностными качествами. Современное общество характеризуется как «knowledge based society» - «общество, основанное на знаниях». Эго отражено в новом концептуальном подходе, который предполагает образовательную активность субъектов на протяжении всей жизни. В этих условиях человек стремится не только приобрести «сигнал» о полученном образовании в виде диплома, подтверждающий его способность к обучению и определенной деятельности, но желает реально с помощью образования выработать в себе новые профессиональные и личностно-психологические качества, такие как способность к коммуникации, мобиль-
16
стся наличие асимметричного распределения знаний о качестве образовательных продуктов на российском образовательном рынке.
В третьей главе «Снижение информационной асимметрии как фактор повышения социальной конкурентоспособности образовательного продукта» обосновывается значение Государственных образовательных стандартов, анализируются концептуальные подходы к их разработке, приведен опыт регулирования образовательного рынка зарубежных стран и указаны возможные способы снижения степени информационной асимметрии на российском образовательном рынке путем разработки процедур оценки качества образования.
В Заключении обобщены итоги исследования, сделаны выводы и предложения.
17
ГЛАВА 1. Социальная конкурентоспособность образовательного продукта в информационном обществе
1.1. Образовательная деятельность и образовательный продукт: подходы к определению
Под продуктом обычно понимают результат какой-либо деятельности. Под образовательным продуктом следует понимать результат образовательной деятельности, принимающий форму товара или услуги на образовательном рынке.
Для того чтобы сформировать более полное представление об образовательном продукте, следует подробно рассмотреть процесс, в результате которого мы его получаем - т.с., образование.
Данное понятие формулируется в рамках нескольких наук - в педагогике, социологии, философии, Экономикс. Останавливаясь на социологическом подходе, отметим, что особый интерес для нас представляет мнение К. Мангейма, который рассматривал образование как социальный феномен, а не «как взаимный обмен между двумя индивидами - учителем и учеником, на уровне личных отношений». По его мнению, образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества. [79, с. 481] Именно от этой идеи мы будем отталкиваться в дальнейшем определении сущности образования.
Очень часто в литературе образование рассматривают как процесс и как результат, а также как сумму двух составляющих - воспитания и обучения. Например, в «Законе об образовании» под образованием понимается «...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения граж-данином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».[90] Данное определение не вызывает однозначного отношения. В частности, Л.С. Гребнев, указывает, что на самом деле образование далеко не всегда заканчивается констатацией достижения установленных государством образовательных целей, особенно в слу-