Ви є тут

Взаимодействие государства и профсоюзов в развитии социального партнёрства в современной России

Автор: 
Чаплыгина Светлана Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302057
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА §1. Социальное партнёрство как социальный институт: эволюция научных
подходов......................................................16
§2. Трансформация социально-трудовых отношений как фактор становления
системы социального партнёрства в России......................37
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА
§1. Субъекты партнерских отношений: экономические интересы и проблемы
их согласования...............................................65
§2. Профсоюзы как форма субъектности наёмных работников.......81
§3. Формы и методы взаимодействия государства и профсоюзов в
оптимизации системы социального партнёрства...................99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................118
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............................122
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Перевод российской экономики на рыночные принципы хозяйствования кардинально изменил сферу труда, создав новую модель социально-трудовых отношений. Её основа - социальное партнерство как механизм согласования экономических интересов, регулирования проблем, разрешения конфликтов. Система социального партнёрства включает три основных социальных силы, обладающих мощными ресурсами влияния: государство (власть), ассоциации работодателей (капитал) и ассоциации работников (профсоюзы). Непременным условием эффективности этого института является равноправное участие полномочных представителей сторон в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений на основе достижения оптимального баланса и реализации их основных интересов и социальная ответственность сторон за результаты деятельности.
Развитие института социального партнёрства в России опирается на нормативно-правовую базу: Трудовой кодекс РФ, законы о социальном партнёрстве, принятые в субъектах РФ, коллективные договоры на уровне предприятий, отраслей, регионов, программы социально-экономического развития страны. Состояние социального партнёрства отражается в документах профсоюзных организаций, принимаемых ими решениях по защите социально-трудовых прав и гарантий наёмных работников. Отечественный и международный опыт управления подтверждает рациональность и перспективность этой формы сотрудничества в сфере труда.
В числе ключевых для социального диалога тем: эффективная занятость и регулирование рынка труда, стимулирование и мотивация трудовой и экономической деятельности, улучшение качества профессиональной структуры работников, их уровня и качества жизни,
3
- выявлены показатели социального сотрудничества государства и профсоюзов: а) позитивные: тенденции повышения уровня обоюдной зашггересованности в поиске взаимоприемлемых решений в сфере труда; привлечение представителей профсоюзов в определённые виды
законотворческой деятельности; расширение сфер и форм взаимодействия; информационный обмен о состоянии и проблемах промышленных предприятий; б) негативные: доминирование ресурса власти в деятельности государства как «арбитра» между работодателями и наёмными работниками; отсутствие системы в законодательном оформлении интересов социальных партнёров в соответствии с принципами социального государства и гражданского общества; несовершенство механизма контроля за принятием и выполнением социальных обязательств со стороны бизнеса;
- выявлено отношение к социальному партнёрству со стороны его субъектов работодателей и наёмных работников. Современные руководители придают большое значение производственно-технологическим факторам промышленного развития. В рамках необходимой специализации и профессионализма воспринимают и работников, как субъектов, но не партнёров в управлении. Наёмные работники, осознавая слабую причастность к реальным делам предприятия, выражают обоснованные сомнения в целесообразности и полезности для них принимаемых решений, в возможности их участия в переговорном процессе как равных с работодателями партнёров;
- определены пути оптимизации социального взаимодействия государства и профсоюзов в социально-трудовой сфере: усиление координации действий территориатьно-отраслевых профсоюзов с органами государственной и муниципальной власти; адресная работа с бизнесом; привлечение к конструктивному диалогу' общественных объединений, отраслевых ассоциаций; создание информационного банка данных государственного и профсоюзного мониторинга деятельности предприятий.
12
Основные положения диссертации, выносимые на защиту'
1. Реальная ситуация в социально-трудовой сфере современной российской экономики характеризуется социальной напряжённостью, обусловленной сложностью взаимодействия интересов основных социально-экономических субъектов системы коллективно-договорного процесса на уровне предприятий, отраслей, регионов, страны.
2. Государство, исходя из общегосударственных, законодательно обоснованных, ориентиров социально-экономического развития, выполняет роль посредника в обеспечении баланса интересов предпринимателей и наёмных работников посредством определенных стратегий. В их числе: а) консолидация интересов работодателей в рамках таких структур, как Объединение работодателей и Российский Союз промышленников и предпринимателей; б) расширение участия профсоюзов в законотворческой деятельности.
3. Рыночные условия развития экономики изменили социальный запрос на функции профсоюзов, в соответствии с ним меняется и методология профсоюзной работы. Прежняя, так называемая «сервисная», модель зашиты трудовых прав уходит в прошлое. Новая социально-экономическая реальность требует повышения субъектности профсоюзов, их активного включения в решение целого комплекса жизненно важных для работников проблем. В числе основных - корректировка тактики действий государственных институтов в направлении от психологии работодателя к заложенным в Конституции принципам социального государства.
4. Несмотря на сложный процесс самоопределения профсоюзов, показателями его конструктивности являются во-первых, расширение участников переговорного процесса за счёт общественных объединений и политических партий; во-вторых, определённые практические результаты в области защиты социальных гарантий наёмных работников; принятие Закона об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума; отмена единого социального налога и переход к страховой системе формирования социальных фондов; инициирование корректировки пенсионной реформы.
13