Ви є тут

Совершенствование системы социологических измерений образовательного процесса в школах московского мегаполиса

Автор: 
Викторов Виктор Александрович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
155
Артикул:
191777
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение с. 3
Глава I. Теоретические и методологические основы общественной оценки деятельности средних общеобразовательных
учреждений........................................................с. 15
§ 1. Социальная сущность общеобразовательной школы и ее
социологическое измерение.........................................с. 15
§ 2. Критерии и показатели общественной мониторинговой оценки выполнения основных функций средними общеобразовательными
учреждениями......................................................с.27
§ 3. Методика и методы определения консолидированного мнения участников образовательного процесса..............................с.46
Глава II. Мониторинговая служба в системе общественно-государственной
оценки основных видов деятельности образовательных учреждении с.63
§ 1. Организация, научно-исследовательские и социальные функции и
мониторинговой службы ОУ.......................................... с.60
§2. Формирование имиджа образовательного учреждения.............с. 100
Заключение........................................................с. 135
Список использованной литературы..................................с. 138
Приложение........................................................с. 150
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Демократизация российского общества, возрастание социальной значимости сферы образования и ее вхождение в рыночные отношения сопряжено с целым рядом социокультурных изменений, которые непосредственно касаются деятельности средних общеобразовательных учреждений. Одна из главных особенностей современного отечественного образования - изменение места и функций заказчиков образовательных услуг, в целом институтов гражданского общества в контроле за качеством образования. Будучи приоритетной сферой общественной жизни, система образования с необходимостью предполагает наличие постоянной обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг. Ключевое звено обеспечения качественного образования и объект особого внимания государства и общества - общеобразовательная школа.
Долгие годы школа, как и вся система отечественного образования, были во многом закрыты от общественного контроля. Государство единолично определяло формы, методы, продолжительность и содержание образования, образовательные стандарты, политику и даже форму для учащихся. Оно же обеспечивало и финансирование образовательных учреждений, их строительство, ремонт, заработную плату учителям, питание и досуг учащихся.
С изменением социачьно-экономического строя в России коренным образом меняются отношения производителей и потребителей образовательных услуг. Вместе с тем, образование и страна в целом сегодня находятся в ситуации, где одновременно присутствуют авторитарно-административные и рыночные отношения. Достаточно сказать о том, что школа и школьные коллективы работают в условиях рыночной экономики и административной вертикали.
Все вышесказанное обусловливает проблемную ситуацию и основную
Обоснованность выводов и рекомендаций подтверждается также практической апробацией работы. Внедрение ее результатов, которое осуществлялось в ходе выступлений автора на научно-практических конференциях по общественной оценке качества и эффективности работы образовательных учреждений, проводимых Московским городским педагогическим университетом, а также на совещаниях и семинарах работников образования Префектуры СВАО города Москвы (2008 г.).
Автором подготовлен пакет методических материалов по вопросам общественной мониторинговой оценки основных сфер деятельности средних общеобразовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Общественная мониторинговая оценка формируется на основе социологических измерений консолидированного мнения участников образовательного процесса, является одной из ключевых составляющих в определении эффективности деятельности образовательного учреждения по ключевым направлениям реализации своих функций.
2. Общественный мониторинг позволяет установить и укрепить
обратную связь между производителями и потребителями образовательных услуг, реализовывать потенциал социального партнерства в сфере
образования.
3. Общественный мониторинг представлен как непрерывный процесс отслеживания мнений учителей, учащихся и их родителей, по ключевым направлениям школьного образования, исходя из мониторинговых принципов: научно-практической значимости показателей, причинно-следственных связей явления и сущности, использования информационных индикаторов.
4. Ранговое и рейтинговое распределение общественных оценок
проводится путем сравнения мнений участников образовательного процесса о работе отдельных школ и по ключевым направлениям развития
образования.
15
5. Современная школа остро нуждается в постоянном социальном диагностировании, согласовании интересов, интегрировании совместных действий, оперативном удовлетворении потребности в образовании. Данные функции могут быть обеспечены организацией специального научно-практического подразделения - мониторинговой службы ОУ.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по организации мониторинговой службы в структуре ОУ. Сформировано концептуальное и функциональное поле деятельности школьной мониторинговой службы, информационно-методическая база мониторинговых исследований состояния и тенденций развития общего среднего образования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для повышения эффективности функционирования учреждений образования, совершенствования содержания и методов образования, научного, организационного, управленческого потенциала, улучшения имиджа и повышения степени удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса.
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы общественной оценки деятельности средних общеобразовательных учреждений
§ 1. Социальная сущность общеобразовательной школы и ее
социологическое измерение
Наиболее важный аспект мониторингового анализа СОШ состоит в определении ее места в социальной, экономической, культурной системе современного российского общества. С этой точки зрения все се основные образовательные, воспитательные, социокультурные функции зависят от характера деятельности, которая выражается общей формулой: школа есть социальная организация, призванная выполнять функции по обеспечению преемственности поколений, передачи знаний, навыков, умений воспитывать подрастающие поколения. Социальная функция школы сегодня заключается