СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
Глава первая. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
РЕГИОНА...........................................................25
§1.1. Регионализация профессионального образования..............25
§1.2. Профессиональное образование в стратегии региональною развития. ..39 §1.3. Профессиональное образование во взаимодействии
с региональным социумом.........................................59
§1.4. Профессиональное образование как фактор устойчивого развития и
безопасности региона...........................................135
Глава вторая. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ
РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВА11ИЯ...........................................159
§2.1. Основные подходы исследования системы профессионального
образования....................................................159
§2.2. Моделирование и проектирование как основа социального управления
образованием...................................................229
§2.3. Концептуальные модели развития и управления системы
профессионального образования региона..........................241
Глава третья. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ 11РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ТРА11СФОРМАЦИИ И
ГЛОБАЛИЗАЦИИ.....................................................273
§3.1. Социальные и социокультурные факторы, определяющие развитие
профессионального образования в условиях его модернизации......273
§3.2. Тенденции развития системы профессионального образования в
Тюменском регионе..............................................311
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................352
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................362
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................392
Приложение 1. Высшее, среднее и начальное профессиональное
образование Тюменской области...............................392
Приложение 2. Образцы авторского инструментария.............398
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование - один из важнейших социальных институтов. Социальные вызовы XXI века вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния образования. В первую очередь речь идет о резко возросшем потоке новых знаний, исчезновении переходного периода между получением этих знаний и их использованием. Изменились и подходы к изучению и пониманию окружающего нас мира. Если раньше можно было ограничиться дифференцированным овладением дисциплинами, в настоящее время практически любая проблема требует синтеза дисциплинарных знаний. Современная методология познания ориентирована на постижение целостности, на переход от типичного (модельного) подхода и абстрагированного обобщения к интегральному синтезу реальной ситуации. Очевидно, что меняющиеся подходы требуют и нового образования, отвечающего требованиям нового века. Сегодня оно призвано предвосхищать основные тенденции будущей реальности, воплощая эго будущее в новых формах и технологиях обучения. Все это в конечном итоге обусловливает необходимость реформирования национальных систем образования.
Многочисленные попытки «вдохнуть» в традиционную образовательную практику новую жизнь успехом не увенчались. Можно высказать даже более сильное утверждение: многочисленные реформы последних десятилетий, производимые во многих странах, только усложнили и без того непростую жизнь систем образования.
До сих пор не удалось выработать общих критериев, которым должны отвечать современные системы образования: в странах с центральной схемой управления их критикуют за централизацию, а гам, где на вооружение взята демократическая модель, - за излишний либерализм; в странах, с ориентацией
40
Очевидно, что региональный прогресс, экономические, социальные достижения на местах невозможны без решения в регионах проблем развития профессионального образования. Надо сказать, что перемена во взглядах на роль образования в системе регионального развития связана с внедрением в современную регионологию теории «человеческого капитала» выдающегося американского экономиста Т.Шульца. Однако за 60 лет до него Д.И. Менделеев отмечал, что образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда, накоплению людской мудрости и опытности.
Именно наши соотечественники Д.И. Менделеев и В.В. Докучаев в конце XIX - начале XX в.в. рассматривали образование, в том числе и профессиональное, в качестве важнейшего фактора регионального развития. Они осознавали, что подготовкой специалистов в столицах нельзя решить проблемы периферии, и для России чрезвычайно важным представляется достижение широкого доступа в, первую очередь, в высшие учебные заведения, что невозможно без всемерного развития их сети вширь.
Каждый регион имеет характер сложной и во многом специфической социально-экономической и социокультурной системы. Другими словами, регион можно рассматривать как очень сложную, развивающуюся динамическую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой, и, в свою очередь, как объект управления.
Наиболее простой, может быть, экономическая модель объекта управления (модель региона), которую можно предоставить в виде трех блоков (подсистем), взаимосвязанных друг с другом: население, производство и природная среда. Население порождает спрос, который должен удовлетворяться производством с учетом воздействия на природу. Экономическое управление
регионом основано на компромиссах, так как региональный оптимум, либо отраслевой оптимум, не совпадает с глобальным оптимумом - эффективным функционированием всей национальной экономики. При более углубленном описании объекта управления, его модель может быть представлена в виде совокупности ряда подсистем, образующих единый социально-экономический организм региона. Современная региональная политика (своего рода система управляющих воздействий на объект управления) должна строиться с учетом системного анализа всех действующих факторов и интересов, и объединять глобальные интересы с локальными. В последние годы для описания процессов региональной экономики стали применяться фреймы. Фрейм есть минимальная структура информации, необходимая для представления объектов, явлений или процессов [ 1581. Имея значение входов и выходов данных подсистем, можно сформулировать законы функционирования и описать статические и динамические характеристики. Примером такого подхода являются модели Д.Форрестера, предложенные для описания динамики города и мировой динамики [266].
Итак, с позиций классического системного подхода модель региона есть совокупность связанных отношениями функциональных блоков - подсистем, получаемых в результате его естественной декомпозиции. В качестве таких блоков могут, например, рассматриваться следующие подсистемы:
«Производство», «Население», «Образование» и т.д. В указанных подсистемах осуществляются производственные, природоохранные, социальные, образовательные процессы и т.д. Между ними циркулируют потоки денег, ресурсов, информации и т.п., и эти потоки должны находиться в равновесии.
- Київ+380960830922