Ви є тут

Структура и интенсивность страха в России в конце XX века

Автор: 
Иванова Вероника Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000306012
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения страха 12
1.1. Макросоциологические аспекты изучения страха перед 13
катастрофами
1.2. Страх как категория экзистенциализма и психоанализа 23
1.3. Современные социологические исследования 28
пред катастрофных ситуаций (риски, страх и незащищенность)
Глава 2. Функциональная связь страха и социальной незащищенности 34
2.1. Опасности как активаторы страха 36
2.2. Эмоция страха: свойства и функции 42
2.3. Построение модели психического механизма самосохранения 56
2.4. Страх и социальная незащищенность 59
Глава 3. Исследования по проблеме страха в современной России 64
(1996 и 1999 гг.)
3.1. Методология исследования 64
3.2. Общая картина интенсивности и распространенности страха 70
(тревожности) в России
3.3. Отношение населения к различным группам опасностей 74
3.4. Гео1рафия страха 82
3.5. Лидирующие объекты страха 84
3.6. Влияние социальных характеристик респондентов на уровень
тревожности и социальной незащищенности 93
3.7. Страх и стратегии поведения 102
Заключение ПО
Приложения 115
Литература 135
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Для понимания социальных процессов, складывающихся в современном обществе, необходимо иметь представление о восприятии населением в целом и основными его социальными группами процессов, непосредственно затрагивающих значимые обстоятельства повседневной жизни людей.
С тех пор, как социология и социальная психология начали изучать влияние субъективных характеристик на поведение индивидов и социальных групп, в перечне факторов, вовлеченных в анализ, не доставало одного. Имеется в виду страх. Именно страх, овладевая человеческим сознанием и подсознанием, оказывает существенное влияние на жизнь граждан и ход исторического процесса. Страх определяет стратегию поведения индивидов, групп, обществ; представляет собой неотъемлемый компонент ментальности любой нации, то есть является постоянной составляющей социальной жизни.
Эта область исследований особенно актуальна для российского общества, переживающего глубокие социальные изменения, обостряющие проблему социальной незащищенности индивида в обществе. Процессы становления институтов гражданского общества в России, формирование гражданского самосознания, как одной из существенных предпосылок их возникновения, сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных так называемым переходным периодом и трансформацией всех сфер общественной жизнедеятельности.
В этом плане теоретико-эмпирический анализ структуры, распространенности и интенсивности страха представляется актуальным для исследования социальной ориентированности общества и имеет значительный познавательный потенциал в социологии.
Степень научной разработанности темы
Изучение страха и явлений, связанных с этим многозначным понятием явилось одной из ведущих проблематик в дискурсах о роли и последствиях общественного Прогресса на рубеже Х1Х-ХХ веков, что явственно обозначилось в работах Ф.Ницше, О.Шпенглера, Н.Бердяева.
13
расходились на протяжении всей первой трети XX столетия. Вторая фаза кризиса пришлась на вторую половину XX века» [52, С.484].
Катастрофические настроения в первой трети XX века были чрезвычайно распространены среди русской интеллигенции, русских философов. Эта тенденция наиболее полно отражена в знаменитом сборнике «Вехи». «Самобытная русская мысль обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена апокалиптически», - пишет Н.Бердяев [15]. Русские софиологи признавали социальный прогресс, отождествляя его при этом с регрессом. Они полагати, что прогресс социально опасен и несет реатьную возможность катастрофы. Отсюда идея «конца истории».
Война и кризис 20-х годов породили «глубокий кризис сознания интеллигенции» [16]. Оценивая, происходившие в России события, Н.Бердяев приходит к выводу о том, что на смену эпохе гуманизма идет «новое средневековье», несущее с собой усиление трагических конфликтов и противоречий истории. В итоге «новою средневековья» человечеству придется пройти через величайшие испытания и катастрофы. «Мир не есть мысль, как думают философы. Мир есть страсть и страстная эмоция...» [14, С. 12].
Проблему тесной связи апокалиптики и социологии и связанной с ней идеи Прогресса обсуждается в начале XX века и известным русским философом С. Булгаковым. Как подчеркивают исследователи: «Говоря об апокатиптикс, он чаще всего имел в виду именно эсхатологию или философию истории, вызванную к жизни предчувствием «конца времен», «конца света». Оно по его впечатлениям, очень близко мироощущению начала века, «в сознании которого так неотступно встает проблема смысла истории, цели ее исхода...» [53].
§1. Макросоциологические аспекты изучении проблемы ст раха перед катастрофами
В работах классиков К.Маркса и М.Вебера, - данная проблема затрагивается только в общем виде, прежде всего как онтологическая, в контексте объективных и всеобщих закономерностей развития общества. Соответственно все, что касается индивида, его взаимодействий с обществом, его ожиданий, - представляет собой продукт изменяющейся природы социальных и культурных отношений между людьми в эпоху индустриального капитализма, его отношение к происходящему задается либо системой
14
экономических и общественных отношений, либо системой взаимосвязей, определяемых нормами культуры и господствующими в обществе ценностями [20], [22],[84].
По Марксу, развитие рыночных отношений, превращение рабочей силы в товар, разделение общества на классы приводит к отчуждению в широком понимании этого слова. Отчуждение выражается в господстве общественного труда над субъектом, в превращении личности в объект манипуляции и эксплуатации со стороны господствующих классов, в разрыве между человеком и обществом, в ряде социально-психологических феноменов (чувствах изоляции, одиночества, тревоги). Понятие отчуждения, отчужденного мировоззрения позволяет ярко и образно выразить неудовлетворенность социальным миром, в котором человечеству отводится «неподобающее» место [22]. Развитие идеи отчуждения последователями Маркса привело к психологизации этого понятия, поскольку оно уже сводилось к таким психологическим состояниям как ощущение бессмысленности существования, самоотчуждения, страха [68].
В социальной философии и социологии М.Вебера решающую роль играет понятие рациональности, которое расшифровывается и конкретизируется в связи с понятием социального действия. Выделяя четыре типа социального действия (целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное), М.Вебер находит много иррационального в природе человеческого поведения. Эмоции - определяющая характеристика аффективного типа социального действия. Для нас важно то, что в отличие от целсрационального и подобно ценностно-рациональному и традиционному, аффективное действие имеет смысл не в достижении какой-либо внешней цели, а в немедленном удовлетворении страсти, владеющей индивидом, что оставляет мало пространства для конструктивного преобразования действительности. Аффективное действие выступает как радикальная противоположность рациональному действию вообще. Однако, как отмечает М.Вебер, три из четырех типов человеческого действия находятся на границе того, что может быть названо осмысленно ориентированным поведением, то есть обладают чертами аффективного действия. Это положение и позволяет М.Веберу сконструировать идеальный тип социальною действия - целерациональное [20],