Ви є тут

Система реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге: социологический анализ

Автор: 
Кирилюк Ольга Михайловна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2007
Артикул:
192038
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................
Глава 1. Теоретико - методологические основы исследовании реабилитации инвалидов.................................................17
§ 1. Методологические подходы в исследовании инвалидности
и реабилитации инвалидов.................................17
§ 2. Сущность и содержание реабилитации инвалидов ............28
§ 3. Принципы и структура реабилитации инвалидов..............49
Глава 2. Особенности реабилитации инвалидов в Санкт-Пстербурге...76
§ 1. Нормативно-правовые основы реабилитации инвалидов 76
§ 2. Социальная характеристика инвалидов .....................92
§ 3. Развитие системы реабилитации инвалидов.................135
§ 4.0сновные проблемі,і существующей системы реабилитации инвалидов и необходимость формирования организационно-функциональной модели по ее совершенствованию 159
Заключение....
Библиография
175
190
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние столетия общество стремительно развивалось во всех направлениях. Разумная деятельность человека дала огромные возможности для изменения среды его обитания с целью создания условий, наиболее комфортных для жизни и способствующих продуктивному удовлетворению своих физиологических потребностей. В результате жизнедеятельности человека значительно изменился химический состав воды, воздуха, продуктов питания.
Существование в новой, неестественной, а зачастую достаточно агрессивной для человека среде, функционирование, отличающееся от естественного, приводит к всевозможным нарушениям тех или иных его систем. Ухудшается как физическое, так и психическое и духовное здоровье индивида, приводящее к ряду заболеваний, при различной степени тяжести которых, человеку присваивается та или иная группа инвалидности.
Одной из актуальных социальных проблем наших дней стала инвалидность. Неуклонный рост численности инвалидов во всем мире, в том числе и России, представляет собой глобальный социальный процесс. По материалам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инвалиды составляют не менее 10 % всего населения земного шара. В Российской Федерации (РФ), по данным официальной статистики, в 1999 г. численность инвалидов всех возрастов, зарегистрированных в органах социальной защиты, составляла 8, 9 млн. человек, в 2000 г. - не менее 9,5 млн. человек (т.е. около 5 % населения страны), в 2002 г. - более 10,9 млн. человек (т.е. более 7 %) [95, С.6]. Что касается общих данных об инвалидах в Санкт-Петербурге, то по данным Комитета государственном статистики и отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2000 г. их численность
19
Важными в разработке теории реабилитации являются социологические подходы к понятию инвалидности, предложенные II.В. Васильевой, рассмотревшей социологические концепции инвалидизации. В структурно-функциональном подходе (К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальном реабилитации, интеграции, политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия: «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках данного подхода работают Т. А. Добровольская, И. П. Каткова, Н. С. Морова, Н. Б. Шабалина и др.
В рамках социально-антропологического подхода (Э. Дюркгейм) в отношении инвалидизации исследовались стандартизированные и институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход продолжили А. Н. Суворов, Н. В. Шапкина и др.
В теориях символического интсракционализма (Дж. Г. Мид, Н. А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального «Я» инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.
В рамках теории наклеивания ярлыков или теории социенталыюй реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон) для обозначения лиц с ограниченными
20
возможностями появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонение от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык — инвалид. В рамках этой социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида, посредством изучения отношения к нему общества в целом, через изучение феноменов социального контроля, социальной реакции. Появляется новое понятие «социальный аттитюд». В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М. П. Левицкой и другими учеными \69\.
И. В. Васильева отдельно рассматривает теорию стнгмстппанин И ГЪффмана. В этой также социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом, проблема инвалидов мыслится в понятиях «девианты», понятие «стигма» в данном аспекте близко к понятию «наклеивание ярлыка». Рассмотрение механизмов и социальных последствий стигматизации с оговорками можно соотнести с механизмами социальной реакции, социального контроля.
Феноменологический подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е. Р. Ярской-Смирновой [163, С.38-45]. Феномен «нетипичного ребенка» формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро- и микросоциума, в котором нетипичный ребенок проходит социализацию. Этот подход был продолжен в исследованиях Д. В. Зайцева, И. Е. Шапкиной и других авторов.
В итоге, можно сделать вывод о том, что реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстропавом функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые граждане,