Ви є тут

Социальная идентичность преподавателей современной высшей школы

Автор: 
Зотова Ирина Геннадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301974
179 грн
Додати в кошик

Вміст

\
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ........................................................17
1.1 .Идентичность как социологическая категория.....................17
1.2.Факторы, влияющие на изменение социальной идентичности
преподавателей высшей школы....................................... 40
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)......................................65
2.1.Структура и содержание социальной идентичности преподавателей
высшей школы........................................................65
2.2.Типологический анализ профессиональной идентичности преподавателей
высшей школы (на примере вузов Республики Мордовия).................99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................122
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................................127
Приложение 1.......................................................143
Приложение 2.......................................................157
Приложение 3.......................................................159
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с повышенным интересом к проблемам высшем школы в условиях трансформации российского общества. Роль преподавателей высшей школы в процессах модернизации данного социального института особенно велика. Это обусловлено необходимостью формирования. конкурентоспособного высшего профессионального образования, соответствующего потребностям экономики, рынка труда, социальной сферы, гражданского общества.
Современное общество определяет новый контекст, в котором функционируют институты и агенты социальных изменений. В среде ученых распространенным становится мнение о неопределенности, «размывании» идентичности индивидов как следствия глобализации. Этот процесс заслуживает серьезного внимания в рамках научного изучения, гак как он по-разному влияет на профессиональные группы, идентичность которых во многом определяется устойчивостью социальных институтов и ролью, которую они играют в обществе.
Осознание принадлежности к профессиональной группе является одним из важных компонентов в структуре социальной идентичности, а в условиях рыночной экономики начинает занимать ключевые позиции. Социальная идентичность преподавателей высшей школы как динамичный процесс конструируется на этапе профессионального становления и меняется на протяжении всего профессионального пути. Она определяется степенью отождествления, как с профессиональным сообществом, так и с различными социальными группами, с которыми взаимодействуют преподаватели.
Преподавателям высшей школы как основным участникам академического процесса принадлежит роль, традиционно связанная с воспроизводством социально-профессиональных слоев, социализацией молодых поколений, производством знаний и их передачей. В советском обществе они формировали элиту и высшие интеллектуальные слои, влияли на научно-
Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенты в научном поиске» (Саранск, 2006); IV Воронинских научных чтениях «Саранск: Идеалы и повседневность городской культуры» (Саранск, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные модели и методы-государственного управления» (Саранск, 2007); И-Адлеровских социологических чтениях (Альметьевск, 2007); IV Международной1 научной конференции студентов и аспирантов «Соціологія у (пост)сучасності» Украина (Харьков, 2008); III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: Проблемы и пути взаимодействия» (Москва, 2008); II Орловских социологических чтениях «Социологическая культура в современной России» (Орел, 2010).
Работа выполнена в рамках проекта «Разработка системы социологического мониторинга воспроизводства и прогнозирования потребности в<научных и научно-педагогических кадрах по приоритетным направлениям развития национального исследовательского университета» (руководитель проекта - доктор социологических наук, доцент И.М. Фадеева) Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2010-2012 гг.» (Государственный контракт № 14.740.11.0225).
Результаты эмпирических исследований внедрены в ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (Акт о внедрении от 03.2011 г.).
Техническое обеспечение исследования. Количественный анализ данных осуществлялся с помощью специального пакета программ SPSS (Statistic Package for Social Sciences), предназначенных для компьютерной статистической обработки первичной социологической информации. Графическое и текстовое представление данных осуществлено с помощью программных пакетов Microsoft Office Excel и Microsoft Office Word.
15
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем диссертации составляет 143 стр. без приложений.
16