Ви є тут

Костюм как невербальная социокультурная система

Автор: 
Шабаркина Ирина Валентиновна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192963
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативных
функций костюма.........................................22
1.1. Синтетические знаковые системы.............................24
1.2. Взаимоотношение невербального и синтетического уровней коммуникации: к вопросу об интерпретации
значений костюма..............................................42
Глава 2. Место костюма в социальной невербальной
коммуникации............................................47
2.1. Костюм и культура..........................................47
2.2. Костюм и коммуникация......................................52
. 2.3. Внутренние значения костюма................................59
2.4. Внешние значения костюма...................................61
2.5. Социальная информация, сообщаемая посредством
костюма....................................................69 ‘
2.6. Система «слов» костюма.....................................79
Глава 3. Коммуникативные функции костюма в эпоху
постмодернизма..........................................101
3.1 .Эволюция знаковой системы костюма и моды..................101
3.2. Костюм эпохи постмодернизма................................109
3.3. Коммуникативные функции костюма в эпоху постмодернизма 122
Заключение......................................................126
Библиографический список.......................................133
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших особенностей современной социальной реальности является се удивительная мобильность. Переход на рубеже веков к информационному обществу означает, по мнению ведущих ученых, ускоренные темпы наращивания знаний. В книге «Футурошок»
О.Тоффлер указывает на удвоение объема информации каждые пять лет. В связи с этими процессами социальная реальность становится чрезвычайно изменчивой, что ставит перед исследователями задачи поиска новых инструментов исследования, которые могли бы объективно отражать динамику социальных изменений.
Поиск новых инструментов исследования заставляет социологов обратиться к осмыслению таких социальных феноменов, которые были известны и ранее, но в силу их динамической природы, их комплексного характера оставались недостаточно изученными. Сегодня исследование таких феноменов становится актуальным для социологии. Одним из таких социальных феноменов является феномен моды. Мы знаем, что мода чрезвычайно изменчива и вопрос о се значимости для исследования социальных систем в стратегическом плане долгие годы оставался дискуссионным. В то же время сегодняшнее состояние социума убеждает в сильном детерминирующем влиянии моды не только на особенности индивидуального поведения, но и на процесс выработки ценностей в социуме.
В наши дни мы видим, что этот возрастающий интерес к моде стал включать в себя модную одежду, парфюмерную моду, ландшафтную моду, моду на ювелирные украшения, мебель, архитектурный дизайн.
Имея дело со столь полисемантическим объектом, мы вынуждены выделить в нем лишь один аспект и на нем сосредоточить свои наблюдения. В качестве такого центрального предмета исследования мы выделяем костюм.
концепцию моды». Именно он впервые исследовал моду как цикличное явление и указал на ее связь с иерархической структурой общества.
Г. Зиммель, один из наиболее тонких аналитиков моды, в своей работе «Мода», утверждает, что всякая мода есть классовая мода11. Согласно его концепции, социальная элита общества использует новые моды для обозначения своего статуса. Мода интерпретируется как социально-статусное явление, функция выражения социально-статусных различий отмечается как основная.
Он описал дуалистические условия моды как постоянной составляющей культуры любого общества. Мода представляет собой подражание какому-то образцу поведения принятого в данном обществе, тем самым удовлетворяя потребности в социальной опоре, а также превращает поведение в пример для других. С другой стороны, она в такой же степени удовлетворяет потребности в различии, стремлении к дифференциации в обществе, к выделению из общей массы. Во многом это удается моде благодаря смене содержания, которое придает моде сегодняшнего дня свой собственный смысл и оттенок и отличает ее от моды вчерашней. Мода - это одна из форм жизни, благодаря которой соединяются как тенденция к социальному выравниванию, так и тенденция к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности. Одна из определяющих характеристик моды - это то, что она принадлежит определенному классу. Мода высшего класса отличается от моды низшего класса. И как только мода высшего класса начинает проникать в низший класс, то высший сразу от нее отказывается. Отсюда можно сделать вывод, что мода играет двоякую роль: во-первых, это социальный
"выравниватель", а во-вторых, это воплощение стремления личности к индивидуальности. Таким образом, моду можно определить по тем функциям, которые она выполняет. С одной стороны, она призвана соединить определенный круг, а с другой стороны, отделить его о других.
11 Зиммель I'. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. Мода. М.: 1987.
14
Из всего этого следует, что связывать и разъединять - это две основные функции моды, которые, обуславливая друг друга, противостоят друг другу.
Сущность моды состоит в том, что моды придерживается всегда только часть группы. Остальная часть находится на пути к ней. В тот момент, когда мода принята всей группой, нечто перестает быть модным. Следовательно, она относится к явлениям того типа, которые направлены на все большее распространение и реализацию, но когда она достигает своей цели, то находит в этом свой конец.
Каждый волен выбирать сам, как ему относится к моде: положительно (принимать ее требования) или отрицательно (не принимать). Однако человек, не следующий моде, опирается на те же предпосылки, что и щеголь, но отрицая моду. И тогда возникает парадокс: становится модным быть немодным.
Социологическую концепцию Г. Зиммеля «наследовал» американский социолог и социальный психолог Г. Блумер, который первым из социологов, изучавших обстоятельно моду, исследовал практику профессиональной модной индустрии. Он выделил следующие социальные функции моды: функцию игры фантазии и каприза; функцию отказа от тирании обычая; функцию конвенционально-установленного вторжения в сферу новизны; функцию демонстрации своего я; функцию завуалированного выражения сексуальных интересов; функцию отграничения элитных классов; функцию искусственной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами12.
Г. Блумер отмечает, что в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она «способствует коллективному приспособлению к подвижному миру» 13. Исходя из этого, он делает акцент на три важные особенности моды:
12 Blumcr П. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol.5. P. 343.
11 Blumcr H. У ка*, соч. С. 289-290.