Ви є тут

Социальная ответственность предпринимателя

Автор: 
Петров Андрей Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000310915
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ............................................. 3
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК
СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА И ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.................. 19
1.1. Социальная значимость предпринимательского поведения в традиционном обществе................. 19
1.2. Легитимизация предпринимательства и формирование идеи социальной ответственности............. 33
Глава II. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ............................. 46
2.1. Мера социальной ответственности как социокультурный регулятив предпринимательской деятельности .......................................... 46
2.2. Социальный индивидуализм - базовая черта личности современного предпринимателя................ 70
Глава III. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПР^1НИЬ1АТЕЛЕЙ 91
3.1. Новые формы предпринимательской деятельности в контексте социальной ответственности............ 91
3.2. Социальная ответственность российского бизнеса: прошлое и настоящее............................ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 140
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее время обостряется интерес к проблеме предпринимательства как со стороны практиков, так и учёных и общественности. Это процесс носит далеко не случайный характер. Во-первых, в России в реформационный период особые надежды возлагаются на '’цивилизованного" предпринимателя как фигуру социально ответственную за становление рыночной экономики в её развитых формах. Во-вторых, если в середине нашего столетия считалось, что индивидуальное предпринимательство является рудиментом прошлого, не имеет перспектив развития, то уже в 70-е годы мировые тенденции развития экономического хозяйства привели к тому, что положение в оценке предпринимательской деятельности резко изменилось1.
Возникновение потребительской экономики с диктатом потребителя над производителем, инновизация экономики, качественное изменение структуры рабочей силы и потребительского рынка, общецивилизационный сдвиг в отношениях между духовными факторами социального разви-
л
тия и материальным базисом общества - всё это выдвинуло на авансцену исторического развития фигуру предпринимателя, о "вымирании" которой с ностальгической грустью писали ещё Макс Вебер и Йозеф Шумпетер. Предприниматель есть прежде всего субъект свободной организационнохозяйственной деятельности, в ходе которой происходит творческое переосмысление экономических реалий и создание новых форм, способов хо-
См.> Curran J. Bolton fifteen years: a rev. analysis of small business in Britan, 1971-1986. L Small business research trust, 1986.
'! См.: Волков 10.Г. HOMO HUMANUS. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995.
14
мателя;
- проанализировать социальный индивидуализм как базовую черту личности современного предпринимателя;
- рассмотреть новые формы предпринимательской деятельности в контексте формирования современной модели социальной ответственности. •
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является предпринимательство в его социальной и исторической динамике.
Предметом исследования выступает социальная ответственность предпринимателя как важнейший социокультурный регулятив развития экономики, личности и общества.
Научная новизна диссертационного исследования определяется необходимостью преодоления технократического и описательного подходов в исследовании феномена предпринимательства, развития социокультурного, междисциплинарного методов в рамках генерализирующего социологического анализа нашего предмета изучения, актуальностью социологического осмысления процесса становления предпринимательства в условиях кризиса российского социума.
Научная новизна исследования может быть выражена в следующих положениях:
- осуществлена экспликация сущности социальной ответственности предпринимателя как социокультурного регулятива деятельности индивида и развития общества в целом;
- исследована противоречивая природа социальной ответственности предпринимателя как конкретного тождества индивидуализма и социального коллективизма, индивидуальной свободы и социальной ответственности;
15
- обосновано понятие "мера социальной ответственности предпринимателя", представляющее собой определённую устойчивую нормативноценностную структуру, содержащую в себе как нижнюю границу -"нормы", так и верхнее - "идеальное" - состояние;
- определена базовая черта личности современного предпринимателя - социальный индивидуализм, предполагающий сознательную ориентацию личности на реатизацию индивидуальных целей в контексте удовлетворения определённых общественных потребностей;
- рассмотрены новые формы предпринимательской деятельности ("коллективное", "внутрифирменное" и т.д. предпринимательство) в качестве основы формирования социатьной ответственности российских деловых людей.
На защиту выносятся следующие основные тезисы:
1. Преимущественно-индивидуалистическая или социально-окрашенная модель предпринимательского поведения не может быть навязана сверху. Взаимосогласование интересов государства, общества и частного бизнеса представляет из себя длительный исторический процесс:
- статуирование меры социальной ответственности предпринимателя как качественной определённости, включающей в себя различные социальные градации - от "естественных", "само собой разумеющихся" норм до идеальных, "высоких" моделей поведения;
- формирование такой базовой черты предпринимательской личности как социальный индивидуализм.
2. Мера социашной ответственности предпринимателя как социокультурный регулятив стабилизирует существование данного общества, оптимизирует социальное поведение активных субъектов хозяйствования, легитимизирует в общественном сознании институт предпринимательства