2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________3
РАЗДЕЛ I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ_________________________17
РАЗДЕЛ П.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ_______________________________60
РАЗДЕЛ III
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________
С! 1ИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
164
173
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном российском обществе - переход от экономической системы, основанной на государственном регулировании и распределении, к рыночной системе экономики, зарождение частной собственности, глубинная трансформация социальной структуры повлекли за собой слом прежней нормативноценностной системы, поведенческих стандартов. В результате этого общество, находящееся в процессе перехода к новой социально-экономической системе, находится в состоянии аномии, социальной дезорганизации. Следствием этого явилось нарастание комплекса социальных проблем, содержание которых составляет девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение: преступность, наркомания, проституция, суицид, алкоголизм, бездомность и т.д. Эти проблемы носят угрожающий социальной стабильности характер. Если в стабильные эпохи на передний план выходят конструктивные формы анормативности, а деструктивные успешно гасятся социальной системой, то в кризисные, аномийные периоды всё выглядит противоположным образом: деструктивные формы девиантности начинают повсеместно доминировать, оттесняя далеко на задний план конструктивно-созидательную анорматив-ность. Невиданный масштаб негативных, деструктивных видов девиантного поведения в современной России требует своего комплексного научного осмысления и разработки практических мер по профилактике и борьбе с социальными проблемами девиантности. В настоящий момент существенно актуализируется необходимость всестороннего научного познания этих социальных проблем, причем, взятых не отдельно друг от друга, в их обобщенной и систематизированной взаимосвязи.
17
Раздел І
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Несмотря на широкую распространенность понятия «социальная проблема» или «общественная проблема» в современных общественных исследованиях в условиях резкого расслоения общества на бедных и богатых, роста безработицы, экономического кризиса, нехватки продуктов питания для большого количества населения, роста криминального поведения, коррупции в органах государственной власти, распространения эпидемии СПИД - а, катастрофического увеличения беженцев, бездомных и многих других явлений - собственно сама социология социальных проблем в российской науке находится только на этапе становления. Вместе с тем - это одна из наиболее развивающихся областей социологии в России, что совершенно объяснимо, учитывая огромную значимость вышеперечисленных проблем для настоящего и будущего страны.
В то же время изучение социальных проблем имеет достаточно богатую историю в западной социологии, с множеством различных подходов, что обусловлено как поли вариантностью развития социологии, полипара-дигмальностью ее статуса, так и крайней сложностью самого предмета исследования в данной узкой области - возникновения, развития и упадка социальных проблем.
18
Собственно, понятие «социальная проблема» впервые входит в употребление в странах Западной Европы в начале XIX века и первоначально используется для обозначения одной отдельной проблемы - неравномерного распределения богатства.1
Американские исследователи Э.Рубингтон и М.Вейнберг отмечают: «Идея, что существуют социальные проблемы, представляется такой же старой, как и само человечество. На самом деле, это не так. Хотя трудности и страдания можно обнаружить в любом обществе в любой исторический период, представление о том, что они являются социальными проблемами, относительно которых что-то следует предпринять, является относительно недавним».2
Подобная точка зрения выглядит совершенно оправданной и объяснимой, если иметь в виду трудности при определении социальных проблем, носящих как объективный, так и субъективный характер, на которые указывают авторы социологического словаря британского издательства «Пингвин»: «I. С точки зрения культурного релятивизма то, что является социальной проблемой для одной группы, может не быть таковой для других групп. 2. Характер социальных проблем изменялся с течением времени, наряду с изменениями в правовой системе и нравах общества».3
Несмотря на Бэконовские «призраки пещеры» осознание обществом существования социальных проблем в 19 веке происходит довольно интенсивно. Р.Нисбет отмечает, что «... серьезное осознание социальных проблем в Западной Европе впервые появилось в век Просвещения, когда разум, превознесенный ранними философами, такими как Бэкон и Декарт в
1 Schwartz Н., “On the Origin of the Phase “Social Problems”, Social Problems, vol. 44(1997), pp.276-296.
2 Rubington, E., Weinberg,V.S. (cds.), The Study of Social Problems: N.Y./ Oxford, 1995, p. 15.
3 Аберкромби H., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь./ Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во КГУ,1997. - с.ЗО 1-302.
- Київ+380960830922