Ви є тут

Семья в системе факторов, определяющих жизненные стратегии старшеклассников

Автор: 
Берковский Вячеслав Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192212
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Семья как объект социологического изучения
1.2. Семья как агент первичной социализации личности
1.3. Семейная политика российского государства: история и современность
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Семья и формирование жизненных стратегий старшеклассников
2.2. Место профессиональных ориентаций старшеклассников в системе их жизненных стратегий
2.3. Формирование ориентаций на семью у старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российские реформы заметно изменили социально-экономическую, политическую, духовную ситуацию в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Особенности развития современного российского общества вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой социально-экономической системе. В результате семья оказалась в нетипичной воспитательно-педагогической ситуации, не имеющей исторических аналогий, что в значительной степени актуализирует изучение данной темы.
Социализация молодых людей проходит в принципиально иных условиях, чем социализация их родителей. Жизненный опыт последних далеко не всегда может помочь их детям, поскольку сами родители не очень ясно представляют, какие именно цели будет ставить жизнь перед их детьми и какие личностные качества и навыки, адекватные новой социальной реальности, им следует стараться развивать в своих детях, в первую очередь. Отсутствие базовой концепции перспективного развития страны, определяющей идеологию национальных и социально-политических приоритетов, создает ситуацию неопределенности при выборе семьей профессии для своих детей. Остается без ответа вопрос родителей о том, какие профессии будут пользоваться спросом в ближайшей перспективе, какая подготовка требуется детям сегодня.
Молодежь - это кадровый потенциал общества, а потому оценивая, какие трудности испытывает она и какие жизненные стратегии выбирает, можно предположить, каким будет производство и социальные отношения в обществе в целом.
Жизненные стратегии молодежи являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных перемен, происходящих в российском обществе. Именно это делает значимым исследование проблем жизненных стратегий молодежи.
человека, живущего самостоятельно, либо нескольких лиц, даже нескольких семей. Домохозяйства различают семейные и внесемсйные.1
В современной социологической науке семья изучается в двух аспектах. Во-первых, как социальный институт. Во-вторых, как малая первичная группа. На макроуровне, в качестве социального института, семья представляет собой конкретно-историческую систему взаимоотношений между противоположными полами и их детьми, проявляющихся через определенную общезначимую систему функций. На микроуровне семья выступает как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.2
При характеристике семьи, социологи интегрируют оба этих подхода.
Наиболее развернутая харагагеристика семьи, как социального института, дана С. В. Дармодехиным: «Семья, как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства; как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворенности духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности».3
Данное определение является предельно широким для определения ролей и функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами.
1 Магомедов Л. А. Семья на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1999. - С.8.
2 Любимова А. Б. Статус семьи: проблемы эволюции: социально-философский аспект. - Н.Новгород, 1998.
3 Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России. Учебное пособие. - М., 2004. -
С.8-9.
Семья, как малая социальная группа, имеет следующие отличительные признаки. Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью. Глубокими интимнодоверительными связями. Во-вторых, в семье, в отличие от других малых групп, преобладают неформальные доверительные отношения между супругами и детьми. Поэтому семья может быть названа типичной первичной группой, в том ее значении, которое приписывал ей Ч. Кули. В-третьих, можно отметить такую особенность семьи, как способ ее формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви друг к другу. В других первичных группах для их образования достаточно наличия общих интересов.
Подход к семье, как к малой социальной группе, позволяет установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, причины разводов.
М. С. Мацковский выделяет три типа характеристик семьи как малой группы.
1. Характеристики группы в целом: цели и задачи семейной группы, состав и структура семьи, социально-демографический состав семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия семейной группы, структура власти, коммуникаций в семье.
2. Характеристики связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества.
3. Цели, задачи и функции но отношению к индивиду, групповая регуляция поведения и взаимодействий индивидов в семье, групповой контроль, групповые санкции, семейные ценности, нормы и образцы поведения, включенность индивида в семью, его удовлетворенность пребыванием в семье и ее функциональными требованиями.1
1 Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989. - С.24-25.