2у
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа конфликтов в сфере туризма Российской Федерации
Раздел 2. Современное состояние и тенденции развития сферы туризма в Российской Федерации
Раздел 3. Задачи государства по регулированию социальных конфликтов в сфере туризма Российской Федерации
Заключение
3-15
16-68
69-120
121-162
163-170
Список использованной литературы Приложения
171-181
182-195
3
Введение
Развитие современного российского общества происходит в условиях глобальных процессов, сопряженных с взаимовлиянием экономических систем, культурных норм и социальных стандартов качества жизни граждан. Глобализация, выступающая в качестве макрофактора социальных преобразований, способствует интенсификации социально-стратификационных процессов и формированию структур, направленных на реализацию разнообразных интересов членов общества. Среди них особое место принадлежит институту туризма, который в определенной мере ускоряет процессы социализации личности посредством ее включения в межкультурную коммуникацию. Традиционно туризм рассматривается как индустрия по производству и реализации услуг населению, вместе с тем, его роль в современном обществе не может ограничиваться экономическим содержанием, так как, являясь ключевым элементом социальной инфраструктуры, рассматриваемый институт содействует формированию культуры толерантности, в определенной мере сглаживает противоречия и снимает напряженность в отношениях между народами. Поэтому одним из критериев включенности общественной системы в процессы глобализации является уровень развития туризма как социального института, способствующего реализации принципов открытости, партнерства и межкультурного взаимодействия.
К мезофакторам, определяющим актуальность исследования данного социального института, можно отнести характерные для трансформирующегося общества процессы статусного, ценностного и адаптационного размежевания между формирующимися социальными стратами. В данном случае востребованность туризма различными слоями населения является показателем динамики социальной мобильности в частности и трансформации социальной структуры общества в целом. Для общества, находящегося в переходном состоянии, значимыми являются следующие социальные функции, выполняемые институтом туризма: образовательная, адаптационная, социализациоиная,
коммуникативная, гуманизационная, экономическая и другие. На современном этапе прослеживается усиление социальной ориентации данного института,
18
Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных сегментов системы, тем более развита их структура политического руководства, тем сильнее поляризация господствующих и подчиненных сегментов системы.
Чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем более насильственным будет конфликт.
Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов”15.
М. Вебер, как и К. Маркс, считал классовый конфликт чертой, свойственной капиталистическому обществу. Вместе с тем М. Вебер в качестве основной задачи для анализа взял вопрос о том, как сила может привести к эффективному социальному порядку и социальной интеграции.
Он признавал важность контроля над средствами насилия и соглашался с К. Марксом, что общество состоит из множества групп со значительно различающимися и конфликтующими интересами. М. Вебер также различал понятия “отбор” и “конфликт”. Он называл отбором борьбу, часто скрытую, которая имеет место между человеческими индивидами или социальными группами для получения преимуществ или во имя выживания, но не включает значимые взаимные ориентации в терминах конфликта. А так как отбор является предметом относительных возможностей индивидов в течение периода их жизни, то в этом плане он является “социальным отбором”.
Классиком конфликтологии считается немецкий философ Г. Зиммель. Вклад Г. Зиммеля в конфликтологию в целом был связан с анализом позитивных и интегративных воздействий конфликта. Подобно К. Марксу и М. Веберу, Г. Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен и считал одной из его форм конфликт между индивидом и обществом. Он утверждал, что общество в целях достижения определенной формы нуждается в некотором рациональном соотношении гармонии и дисгармонии, ассоциации и конкуренции, благоприятных и неблагоприятных тенденций. Этим был установлен своеобразный баланс в
15 См. Тернер, Дж. Структура социологической теории: [пер. с англ.] / Дж.Тернер. - М. : Прогресс, 1985.-471 стр.
19
изучении конфликта. JI. Козер, перефразировав утверждение Г. Зиммеля, так излагает его идею: “конфликт не всегда дезорганизует взаимоотношения, внутри которых он возникает; зачастую конфликт необходим для их поддержания. Не находя путей выражения враждебности по отношению друг к другу, члены группы могут почувствовать крайнее угнетение и разорвать отношения. Конфликты благодаря высвобождению ими удерживаемых враждебных чувств, способствуют поддержке взаимоотношений”.16
Причины и сущность конфликтов Г. Зиммель видит не столько в столкновении рациональных интересов, сколько в психологических механизмах, в изначально присущей людям и их отношениям враждебности. В работе “Человек как враг” он писал: “Видимо, данная враждебность оказывается, по меньшей мере, некоторой формой или основой человеческих отношений, наряду с другой -симпатией между людьми. Примечательно, что сильный интерес, который, например, человек испытывает именно к страданиям других людей, можно
1 п
объяснить только смешением обеих мотивировок”. Работы Г. Зиммеля оказались существенным шагом вперед в развитии собственно конфликтной проблематики.
Современными классиками конфликтологии считаются немецкий социолог Р. Дарендорф и американский ученый Л. Козер. По мнению Дж. Тернера, они продолжают развивать два основных направления, заданных “родоначальниками”: Р. Дарендорф представляет диалектическую теорию конфликта в традиции подхода К. Маркса, а Л. Козер - конфликтный функционализм, развивающий идеи Г. Зиммеля.
Р. Дарендорф считает, что общество объединяет “навязанное принуждение”, таким образом, некоторые позиции в обществе наделены влиянием и властью над другими. Его главный тезис состоит в том, что “господство, создавая неравенство, служит причиной конфликтов”.18
16 См. Козер, Л. Функции социального конфликта/ Л. Козер; пер. с англ. O.A. Назаровой.- М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги.- 2000.- 208с
17 См. Зиммель, Г. Человек как враг/ Г. Зиммель // Избр.: в 2т.- М.: Аспект Пресс, 1996.- т.2.-с.
501.
18 См. Дарендорф, Р. Современный конфликт. Очерки политической свободы/ Р. Дарендорф.—
- Київ+380960830922