Ви є тут

Социальные аспекты игровой деятельности подростков и молодежи в современной России

Автор: 
Пашковская Елена Игоревна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
243
Артикул:
192348
179 грн
Додати в кошик

Вміст

План
Введение.
Глава 1. Социализация подрастающего поколения и игровая деятельность: социологические аспекты изучения проблемы.
1.1 Становление и развитие концепций игровой деятельности в социологии...................................................16
1.2 Социокультурные и исторические аспекты
воспитания в игре............................................37
1.3 Игровая деятельность в концепциях социализации в современной науке....................................52
Глава 2. Социокультурное пространство игровой деятельности современных подростков и молодежи: сущность, типология, управление, социальная среда и социальный заказ.
2.1 Особенности игровой деятельности современных подростков и молодежи: тенденции, типология игр,
влияние социальной среды.....................................72
2.2 Социальные роли и качества личности, формируемые
в игре.......................................................97
2.3 Организация и управление в игровой деятельности..........123
Заключение...........................................................149
Список литературы......................................................156
Приложения............................................................176
ВВЕДЕНИЕ
Российское общество сегодня переживает очень опасный период, который особенно болезненно сказывается на проблемах подростков и молодежи. Криминализация общества происходит за счет снижения возраста преступности. Социологи отмечают, что за последние 5 лет возраст г.о;ростковой преступности снизился в среднем на 3 года с 16 до 13 лет.
Одной из причин деструктивного поведения подростков и молодежи является значительное снижение общей культуры населения и особенно правовой культуры. Попытки решить эту задачу, увеличивая учебные и лекционные часы, дают очень низкий эффект, т.к. не закрепляются формированием новой правовой модели поведения.
Важно учитывать и социально-психологические особенности подростков и молодежи: бурный процесс физического и психического становления требует какой-либо деятельной формы жизнедеятельности. В то время как условия подростковой и молодежной среды привели к разобщению, снижению взаимопонимания, к сокращению позитивных форм досуговой деятельности. Психологи и педагоги справедливо считают, что гормональная буря вполне может быть «укрощена» и направлена в позитивное русло, но только в том случае, если у подростка нормальные доверительные отношения в семье, благоприятный учебный и социальнопсихологический климат в школе и благополучная среда общения вне школы. В то же время социологи выявили, что более 70% подростков находятся в «зоне конфликтности» с родителями.1 Не менее сложно складываются отношения у подростков и молодежи в школе и колледже, нередко переходя и в вуз. По данным опроса московских студентов 76% респондентов имеют признаки неврозов (неврастении, истерии, неврозов навязчивого состояния), а 65% - имеют признаки сразу 2-3 неврозов.2
1 Коробейникова А.П. Неблагополучная семья как фактор возникновения детской беспризорности и безнадзорности //Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации М., 2006. С. 101.
2 Куканова Б.В. Социально-психологический портрет современного студента //Социализация вузовской молодежи: состояние, проблемы и алгоритмы решений. Горки, 2006. С. 144.
3
своими действиями другие люди. Такую установку М.Вебер определял как ориентацию действующего индивида на ожидания других.
Действие же не ориентированное на предполагаемые ожидания, хотя бы в минимальной степени, у М.Вебера не является социальным. Он признавал, что далеко не всегда можно провести четкую границу между осознанной и неосознанной ориентацией на поведение других и на смысл собственного действия. Четкость достижима лишь в рамках чисто теоретической конструкции, каковой и является понятие социального действия в качестве идеального типа.
Поскольку основной характеристикой социального действия по М.Веберу есть рациональная осмысленность, постольку и классификация типов социального действия, предложенная М.Вебером, основана на учете меры и степени этой сознательности и рациональности: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное действие. Именно эта теоретическая конструкция у М.Вебера является идеальным типом и соотносится с человеческим поведением, через систему отклонений от него. В одном случае можно говорить об эмпирических отклонениях в пределах данного типа, а в другом - об отклонениях выходящих за пределы данного типа.
Рассмотрим эти типы социального действия, среди которых есть два ведущих: целерациональное и ценностнорациональное. По веберовской типологии социального поведения целерациональное действие обладает очевидным методологическим преимуществом, играя роль модели, по отношению к которой формулируются, а затем в каждом конкретном случае определяются другие типы человеческого поведения. Во всех случаях сопоставления с целерациональным действием как моделью поведения этот идеальный тип помогает, по М.Веберу, понять подлинные мотивы действующего индивида, увидеть не только идеальные типы, но смешанные. Например, в случае, когда поведение определяется не только целями, но и
23
естественной природой человека. Но в любом случае это исходный и модельный тип поведения.
Второй тип действия ценностнорациональное - это действие, основанное на вере в безусловную ценность самого этого поведения, как некоего самодостаточного и независимого от его возможных результатов. Например, конфессиональное поведение. Этот тип поведения всегда обусловлен определенными заповедями, требованиями, табу, в подчинении которым индивид видит свой долг. Человек следует своим убеждениям о долге, человеческом достоинстве, красоте, своим религиозным заповедям. Согласно М.Веберу такие действия реализуются только в редчайших случаях, которые он назвал пограничными. Но именно эти действия упорядочивают человеческое поведение. По сравнению с целерациональными действиями, ценностная рациональность, заключает в себе некие иррациональные мотивы.
Однако автор этой модели понимает, что в действительной жизни невозможна реализация ни первого, ни второго типа действия. Но их мысленное теоретическое моделирование играет определенную эвристическую роль в социологическом исследовании. Причем различные субкультуры тяготеют либо к целерациональным действиям, либо к ценностнорациональным. На самом деле он считает, что все человеческие поступки можно охарактеризовать либо традиционными, либо аффективными действиями. Традиционное действие - основанное на привычке к повседневной определенности и носят почти автоматический характер. Зачастую традиционные действия представляют собой «автоматическую реакцию на привычное раздражение». Это однажды усвоенное действие (привычка в чистом виде), которая может быть как позитивной, так и негативной.
Четвертый тип социального действия определяется как аффект, как действие под влиянием эмоций или желание снять их напряжение. По М.Веберу такое поведение находится на границе осмысленного, однако
24