Ви є тут

Ценностные ориентации и семейное поведение городского населения современной России на рубеже веков

Автор: 
Узик Анна Валериевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
235
Артикул:
191840
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................3
ГЛАВА 1. Ценностные ориентации и семейное поведение как предмет социологического и философского анализа: теория и практика.........15
1.1. Ценности как предмет социологического и философского анализа..15
1.2. Классификация ценностей, ценностных ориентаций и установок личности56
1.3. Изменение места семьи в структуре ценностных ориентаций личности 65
1.4. Ценностные ориентации и семейное поведение...................109
ГЛАВА 2. Изучение ценностных ориентаций и семейного поведения современной социологической наукой................................131
2.1. Методы измерения ценностных ориентаций и установок...........131
2.2. Особенности демографического поведения городского населения современной России................................................149
2.3. Факторный анализ структуры ценностных ориентаций.............187
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................212
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................219
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
222
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика занимает одно из главных мест в социологических и демографических исследованиях. Семья с древних времен являлась одной из главных ценностей в аксиологической системе любой общественной формации, как на макро-, так и на микроуровне. На уровне общества семья в качестве социального института выполняет функции воспроизводства населения, социализации, передачи последующим поколениям норм, традиций, ценностей. На уровне личности значение семьи определяется тем, что она является основой удовлетворения основных экзистенциальных потребностей и интересов человека.
Вместе с тем, многочисленные факты и данные научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время ценность семьи, как на институциональном, так и на личностном уровне неуклонно снижается. Семья как социальный институт перестает выполнять свои неспецифические функции, которые всё в большей мере перехватываются другими социальными институтами, прежде всего — государством. В результате отмирают и существенно изменяются её специфические функции, в том числе главная из них - репродуктивная, что выражается в нарастающих темпах падения рождаемости ниже уровня простого воспроизводства во многих странах мира.
Эти неблагоприятные явления, а также другие негативные тенденции, наблюдающиеся в современном обществе, приобрели устойчивый характер. Переход к массовой малодетности, рост разводов, добровольное безбрачие, увеличение числа временных сожительств, одиночек, неполных семей, деградация межпоколенных связей и родственных отношений в связи с отсутствием братьев и сестер, отчуждение в семьях и многие другие негативные
22
связана с семьей, именно в семье женщина может и должна реализовать себя, свои способности. Положение женщины ниже, чем положение мужчины. Однако социальные роли женщины и мужчины гармонично взаимодополняют друг друга, обеспечивая стабильность как семьи, так и общества в целом.
Взгляды Платона и Аристотеля на семыо расходятся. Платон в своем «Государстве» делает попытку устранения семьи. Государство должно заменить семыо, где собственность и дети должны быть общими. Также, он полагал, необходимо равенство между мужчинами и женщинами в обществе, а также устранение традиционно женской сферы деятельности, которая должна перейти в руки государства (воспитание детей, социализация подрастающего поколения).
Во взглядах Платона явно преобладают ценности, больше ориентирующие на общественные ценности, институты и приоритеты, нивелирующие индивидуальные ценности и семью.
Аристотель разделяет функции государства и функции семьи. Древний мыслитель совершенно верно отмечал, что семья обеспечивает условия для удовлетворения основных потребностей, таких, как содержание, воспроизводство населения, воспитание детей. И после социализации в семье происходит дальнейшая социализация в поселении, затем в полисе, в общественной сфере. То есть, по мнению Аристотеля, в семье человек проходит первые этапы социализации и коммуникации, что очень важно и необходимо как для индивида, так и для общества.
Условия общественной жизни своей необходимостью согласования индивидуальных потребностей людей сформировали систему нравственных ценностей, регулирующих в сочетании с эстетическими ценностями содержание общественных отношений (связей) в каждой социальной группе и обществе в целом. Эгу сторону ценностей изучает этика.
23
В «Никомаховой этике» Аристотель вводит соответствующий термин, называя высшей ценностью бескорыстное созерцание, «и в ком в большей степени присутствует способность созерцать, в том — и способность быть счастливым, причем не от привходящих обстоятельств, но от самого созерцания, ибо оно ценно само по себе»26.
В «Большой этике» он пытается уже установить иерархию самих ценностей (благ). «Из благ одни относятся ценимым (timia), другие — к хвалимым (epaineta) вещам, третьи — к возможностям (dynameis). Ценимым я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально, первопринцип и тому подобное. Причем ценимое — это почитаемое, и именно такого рода вещи у нас в чести. Добродетель тоже ценность, раз благодаря ей человек становится достойным (spoydaios); он достигает тогда присущей добродетели красоты (eis to tes arêtes schema hekei). Хвалимое благо - это те же добродетели в той мере, в какой согласные с ними действия вызывают похвалу. Блага-возможности - это власть, богатство, сила,
77
красота» . Также, по мнению Аристотеля, есть и другие подразделения благ: благо может быть целью и может не быть целью (к примеру, здоровье - цель, но то, что делается ради здоровья, - не цель). В свою очередь, среди целей совершенная лучше, чем несовершенная. Совершенная цель есть благо и цель всех других благ. Также благо может находиться в душе - таковы добродетели, или в теле - таковы здоровье, красота, или вне того и другого - таковы богатство, власть, почет и им подобное. Самое высокое благо, по мнению Аристотеля, - то, которое в душе. Благо, находящееся в душе, расчленяется на зри: разумность, добродетель и наслаждение.
Естественно, что обе «Этики» Аристотеля, как и его «Политика», построены, в основном, на содержательном анализе и систематизации
26 Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1984. Т. 4. С. 286.
27 Там же. С. 300.