Ви є тут

Социальные инновации в современном техническом образовании : Институциональные и социально-структурные изменения

Автор: 
Полубедова Галина Абрамовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000310979
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
1 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СТРУКТУРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНСТИТУЦЦОНАЛЪНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.......................14
1.1 Техническое образование в индустриальном обществе: стабильность социальных изменений.....................................16
1.2 Ценностные диспозиции технической интеллигенции в современном российском обществе......................................32
1.3 Социальная модернизация и техническое образование......50
2 ИННОВАЦИИ: ЭФФЕКТ НЕЛИНЕЙНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ..........................................70
2.1 Традиция и инновация в техническом образовании: социальный аспект...................................................72
2.2 Альтернативное образование: проблемы ресоциолизации инженера 90
2.3 Инженер: классический и постклассический образы.......110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
135
3
Введение
Актуальность исследования. Современное российское общество вступило в период затяжного системного кризиса. Процесс деинституциа-лизации и реинституализации охватил так же и сферу образования: несмотря на бодрые уверения, что мы движемся к качественно новой модели образования с акцентом на гуманизацию и персоноцентризм, анализ показывает тенденцию снижения авторитета образования в ценностных предпочтениях россиян и в системе социальной мобильности российского общества. Оговоримся сразу, что указанные негативные характеристики относятся к отечественному образованию: правящая элита в основном ориентирована на получение образования в престижных зарубежных учебных заведениях и в этом смысле не подвергает сомнению ценность образования.
Поэтому нельзя говорить о явлении "нового обскурантизма". Скорее, мы сталкиваемся с маркировкой общества на "учёную знать" и "полуобразованных исполнителей". Образование наряду с тем, что является определяющим в сфере социального производства в условиях рыночных отношений, более полноценно утверждает себя в сфере социального потребления, что вызывает соответствующее смешение социальных акцентов.
В то время как постиндустриальная эпоха требует максимальной демократизации образования и обеспечения возможности реального выбора образовательных моделей, в России обозначилась тенденция к возрождению системы "сословного" образования, которая закрепляет социально предписанный статус. В связи с этим возрастает значение трансформации технического образования, как базового элемента сложившейся советской, профессиональной, образовательной системы в её "инверсионности".
Внешне не происходит заметных перемен: большинство высших технических заведений, казалось бы, сохранили позиции в наборе абиту-
13
разования и поддержки инженерного творчества. Материалы диссертации смогут быть использованы в преподавании курсов социальных наук (социологии, социальной психологии), а также разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблеме социологии образования.
Апробация результатов исследования
Основные положения и практические выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовской научной конференции "Россия на пороге нового тысячелетия: проблемы, тенденции, модели" (Ростов-на-Дону, апрель, 2000 г.), на Второй всероссийской межвузовской научно- практической конференции "Образование - основной фактор развития человека и общества" (Волгодонск, апрель, 2000 г.), на внутривузовских научных конференциях молодых учёных, аспирантов и соискателей (Новочеркасск, НГМА, 1998, 1999, 2000 гг.). Основные результаты исследования отражены в двух научных публикациях общим объёмом 2 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения, списка литературы, состоящего из 201 источника. Общий объём диссертационного исследования составляет 147 страниц.
14
1 Техническое образование: структурно - функциональные и институциональные характеристики
Институционализация технического образования относится ко второй половине XIX века, когда можно указать на "массовое производство" инженеров и представителей системы социализации, ценности и нормы технического образования, формирование представительской функции в обществе. Тем не менее, большинство исследований связывают "триумф" технического образования с научно-технической революцией, превращением науки в непосредственную силу общества.1 В техническом образовании присутствуют организационно-технический и социальный аспекты. Для социологического исследования несомненный интерес представляет социальное взаимодействие субъектов образования, нормативноценностные характеристики, отношение технического образования с другими образовательными субъинститутами, а также влияние на техническое образование социоструктурных институциональных изменений.
Действительно, типы технического образования "мануфактурной" эпохи, эпохи индустриализации и современного информационного общества имеют общую нормативную основу и функциональность. Русский социолог М.М. Ковалевский, отыскивая общую тенденцию, пришёл к выводу о плодотворности изучения образования для понимания различных инсти-

тутов. Установлено, что техническое образование "наиболее" обусловлено социальными, экономическими и техническими структурами, но это означает, что образование является зависящим от экономики или техники.
Автономность технического образования определяется "преумножением знания", иначе знание производит знание и не привязано к системе жесткого социального "заказа". Во-вторых, формируется профессиональ-
' Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. -М.,1976, с.142.
2 Социологическая мысль в России. -М., 1978, с.218.