Ви є тут

Престижное потребление в системе средств символического обмена и конструирования социальной идентичности в трансформирующемся российском обществе

Автор: 
Логунов Александр Вадимович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
193052
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...........................................................3
Глава 1. Потребление в процессе воспроизводства социальной жизни.............................................................13
1.1. Потребление в системе воспроизводства социальной реальности. Анализ основных подходов..........................................13
1.2. Мотивационные стратегии потребления и его стандарты..........30
1.3.Престижное потребление как форма потребления: сущность, мотивы, функции........................................................41
Глава 2. Престижное потребление в системе символического обмена.73
2.1 Обмен как атрибутивная характеристика социальной реальности...............................................................73
2.2 Символические средства взаимообмена. Престижное потребление в системе средств символического взаимообмена.......................85
2.3 Герменевтика потребления в социологической перспективе ......126
Глава 3. Престижное потребление как фактор конструировании социальной идентичности..............................................136
3.1 Престижное потребление в контексте перехода российского общества от модерна к постмодерну........................................ 136
3.2 Престижное потребление в механизме конструирования социальной идентичности в условиях кризиса идентичности.....................148
3.3 Перспективы престижного потребления в российском обществе.... 168
Заключение.......................................................178
Список использованной литературы.................................185
Введение
Актуальность темы исследования.
В панорамном теоретическом видении современной России среди многих факторов и фактов-событий, имеющих, как принято считать, судьбоносное значение, престижное потребление еще не получило адекватного отражения и пока теряется как «мелочь». Хотя сегодня эта тема достаточно популярна в российском обществе, стоит обратить внимание, на каком уровне она обсуждается: изредка - это публицистика, эссеистика, чаще - сатира, еще чаще - обыденные пересуды о «новых русских», олигархах, мафии и т.п.
По социологическим данным, общественное мнение о престижном потреблении весьма противоречиво: около 30 % опрошенных ничего сказать не могут - ни хорошего, ни плохого; 50 % интерпретируют его как «обдираловку народа», «лохотронщину» или «с жиру бесятся»; лишь 7 % видят в нем положительное содержание: «дополнительные рабочие места», «новые товары», «дизайн жилья», «дают заработать другим», «показывают, как можно жить» и др.1 Можно констатировать, что феномен престижного потребления не получил адекватной оценки и достаточной научной разработки. Не оценена значимость, социальные последствия и реальная роль данного явления в системе средств символического обмена.
Трансформационные процессы в современной России, связанные с переходом от плановой экономики к рыночной, позволяют наблюдать новые процессы, происходящие в нашем обществе. По мере удовлетворения витальных потребностей потребление все больше начинает диктовать свою волю производству. Основным двигателем экономики становится максимизация потребления, которая неизбежно сопряжена с высоким уровнем престижного потребления. Границы между потреблением и производством становятся все более размытыми. Все отчетливее проявляется тенденция к инверсии цикла «производство-потребление».
В то же время Россия еще не пережила ту фазу, которая зарубежными авторами обозначается как «общество потребления». Наше общество пы-
'Коростикова Т.Н. Богатого делают часы // Аргументы и факты. 1998. №20. С.6.
чее, однако, тема исследования побуждает нас ограничиться тем, что продается и покупается, то есть товарной формой потребления. Вместе с тем, нельзя не признать, что «нетоварное» потребление - важная проблема экологическая, нравственная, а также и социально-экономическая.
Потребительское поведение - более или менее длительная цепь последовательных актов, направленных на достижение, приобретение и использование субъектом средств удовлетворения его потребностей. В приведенном определении определяющим признаком является термин «акт» и, если его принимать как единицу поведения1, то возникает порочный круг: поведение есть цепь единиц поведения. На наш взгляд, под поведенческим актом следует понимать любые проявления человеческой активности как целостные элементы жизнедеятельности. Такими актами, действительно, могут быть некоторые реакции организма (рефлексы и прочее) типа «простого движения, необходимого, например, чтобы согнать муху»2. Подобные акты характерны для импульсивного потребления, когда человек неожиданно для себя, т.е. не имея актуальной потребности, приобретает некоторый товар - то ли из любопытства, то ли потому, что покупают другие, то ли под влиянием «25-го кадра» и т.п. Рассматривая потребительское поведение, мы не имеем в виду потребительство3, а только поведение, которое соотносится с производственным по принципу бинарной оппозиции, как, например, творческое поведение с репродуктивным, материальное с духовным и др.
Потребление, как способ удовлетворения актуальных потребностей человека, выступает необходимым условием не только простого воспроизводства социальной реальности, но и общественного развития в целом. При этом его влияние на данный процесс оценивается по-разному в различных социологических теориях и практиках организации производства
1 По Т. Шибутани, «поведение человека может быть представлено как ряд функциональных единиц, каждая из которых начинается с нарушения равновесия внутри организма и кончается восстановлением равновесия. Такая единица называется актом» (Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-ка/Д, 1998. С. 61.).
2 Там же. С. 62.
7 Основная идея потребительства - все продастся и все покупается.
19
и всей общественной жизни в целом. Все многообразие этих теорий и подходов можно свести к двум основным парадигмам или логическим моделям постановки проблемы, принятым в качестве образца решения исследовательской задачи: естественнонаучной и социально-культурной.
Согласно естественнонаучной парадигме, потребность есть своеобразный «мост», основное звено в биосоциальной системе человека, соединяющее его природное энергетическое начало и социальный потенциал.1 Потребность здесь - прежде всего состояние организма. Потребность предполагает, что существует нужда в чем-либо или в ком-либо. Когда человек потребляет предмет потребности, то сама потребность удовлетворяется. Неудовлетворенная потребность может привести к изменению нормальной жизни индивида или к его гибели.
Исходя из такой парадигмальной направленности, разрабатывались, в частности, различные органистаческие, психоаналитические, бихевиористские, ассоциативные, формационные и другие социологические концепции потребления, начиная с воззрений Г.Спенсера и заканчивая неомарксизмом.
Среди теорий потребления естественнонаучной парадигмальной направленности в объяснении механизма социального воспроизводства несомненный приоритет принадлежит марксизму.
Живая личность человека как носителя способности к труду, согласно марксизму, обладает целым рядом потребностей, без удовлетворения которых не может быть и речи о самой этой способности, равно как и ее воспроизводстве. Следовательно, удовлетворение потребности работника производства, то есть обеспечение ему определенного жизненного уровня есть требование общесоциологическое, находящееся под определяющим воздействием уровня развития производства и системы производственных отношений. ”В связи с этим воспроизводство личности трудящихся носит двоякий характер - с одной стороны воспроизводство его
1 Современный философский словарь /Под ред. Кемерова В.Е. М., Бишкек. Екатеринбург. 1996. С.462.