Ви є тут

Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций современного студенчества : на материалах Республики Бурятия

Автор: 
Гомбоева Ольга Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278537
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования роли телевидения в формировании ценностных ориентаций современного студенчества
1.1. Ценностные ориентации: сущность и основные подходы исследования.......................................................12
1.2. Телевидение как социальный институт и его специфика в рамках современного общества..............................................36
1.3. Технология и методы исследования влияния телевидения на формирование ценностных ориентаций современного
студенчества.......................................................65
Глава II. Особенности формирования ценностных ориентации студентов в современных условиях телевидения
2.1 Специфика формирования центральным телевидением ценностных ориентаций современного
студенчества.......................................................73
2.2 Влияние регионального телевидения на формирование ценностных ориентаций у студентов............................................108
Заключение..................................................127
Библиографический список....................................132
Приложение..................................................141
2
Введение.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа специфики воздействия телевидения как средства массовой информации на формирование ценностных ориентаций современного студенчества. Социальная информация все больше оказывает влияние на социальное, культурное развитие личности. Она играет все большую роль в социализации студенческой молодежи, преемственности социальнокультурных и духовных ценностей и традиций различных поколений. Воздействие телевидения на массовое сознание студентов обусловлено следующим. Во-первых, ценностные ориентации студентов находятся в процессе развития, а потому требуют некоторого времени для обретения устойчивости, в связи с чем испытывают зависимость от внешних информационных факторов, среди которых существенным является телевидение. Во-вторых, студенчество представляет интерес как поколение, которое в недалеком будущем займет место основной производительной и социальной силы общества, а следовательно, ее ценности будут во многом определять духовную культуру всего общества.
Столь же немаловажным представляется анализ содержательной деятельности телевидения и выполняемых им функций. Для студентов имеет значение не только информационный аспект влияния телевизионных каналов, но и нравственно - духовный потенциал, степень гуманизма и демократизма транслируемых передач.
Не менее актуально социальное исследование специфики процессов влияния телевидения на студенческую аудиторию, принадлежащую к разным национальным культурам, профессиональным и демографическим группам. Современный процесс превращения отечественного телевидения в сферу «свободного предпринимательства» вызвал бурное развитие массовой культуры и обусловил переход телевизионной продукции в категорию товара. Это произошло стихийно, без надлежащего научного обоснования,
3
определяющими ценность как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом.
Макс Вебер одним из первых ввел в социологию проблематику ценностей, которая интерпретировалась в неокантианском смысле. При этом он исключал отождествление ценностей с «благами» с позитивистских позиций.
Продолжая эту традицию в своих работах, социология была представлена им как «понимающе-объясняющий» анализ человеческих действий, которые одновременно предполагают и несут в себе определенный смысл. Вебер исходил из предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным только в соотнесении с ценностями. Они определяют нормы поведения и индивидуальные цели субъектов. Эту связь он прослеживал в своей социологии религии. Религию же он рассматривал как источник смыслообразующих ценностей
Однако, в ходе последующей ассимиляции проблематики ценностей в западной, в том числе и американской социологии, смыслообразующая связь ценностей, отличных от норм, не рассматривалась исследователями. Ценности не трактовались в специфическом отличии их от норм, и чаще стали представляться в связи «ценности - нормы». В этом понимании предполагалось, что ценности сообщают значимость нормам, но не указывалось каким образом.
Интересен подход Эмиля Дюркгейма, который рассматривал ценностную проблематику в функционалистской традиции. Как отмечает А.Б. Гофман, Дюркгейм признает трансцендентный характер ценностей, но трансцендентность трактует в «имманентном» духе, редуцируя ее к обществу2. Общество в интерпретации Дюркгейма выступает не только как эмпирическая, но и как трансцендентная реальность, содержащая в себе все высшие ценности. Эти ценности доступны и, по его мнению, подлежат
1 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
2 Гофман А. Б. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах //Социологические исследования. - 1991. №2.-С. 105.
14
научному описанию1. Дюркгейм утверждал, что ценности существуют лишь в определенном смысле и находятся вне индивида. Они основаны на оценке и восприятии, что соответственно, формирует ценностные предпочтения и ценностные суждения. Ценность, по Дюркгейму, зависима от особенностей свойств субъекта ценности. Эта особенность лежит в основе воздействия на процесс формирования ценностного суждения. В случае если такое воздействие благоприятно, то ценность считается положительной, в противном случае - отрицательной. Однако такая позиция противостоит позиции баденцев и Вебера, согласно которым ценности находятся по ту сторону эмпирической реальности, не сводимы к ней и могут быть предметом веры, а не научного познания.
Дальнейшее развитие ценностной проблематики было обусловлено обострившимся противоречием между направлениями, представляющими объективную и субъективную природу ценностей. Талкотт Парсонс рассматривал проблему ценностей в рамках своей теории социальных систем. Парсонс полагал, что ценности являются основой интеграции субъектов в общество посредством «взаимопроникновения между социальной и личностной системами»2. На уровне социальной системы ценностные образцы принимают вид «коллективных представлений», дающих возможность ориентироваться индивидам при самореализации. На основе ценностей (как высших принципов организации социальных систем) и ценностных ориентаций достигается разного рода консенсус в обществе. По Парсонсу, «в контексте культурной легитимизации общество является самодостаточным в той мере, в какой его институты легитимизированы ценностями, которые разделяются его членами с относительным согласием. Ценности, в свою очередь, легитимизированы благодаря соответствию членов общества другим компонентам культурной системы»3. Ценности, в трактовке Парсонса, приобретают в обществе и в различных его системах
1 Дюркгейм Э. Ценности и «реальные» суждения // Социологические исследования. - 1991. -Х22. - С. 106-114.
2 Парсонс Т. Система современного общества (перевод с англ.). - М.: Аспект пресс, 1998. - С.21.
3 Там же. - С. 22.
15