Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретико-методологические основы
исследования профессиональной деятельности личности ............12
1.1. Профессиональная деятельность личности в зарубежных и отечественных теориях: критический анализ........................12
1.2. Социологические характеристики профессиональной роли
* книготорговца..............................................35
Глава 2. Профессиональная роль московского книготорговца: результаты эмпирических исследований ...........................57
2.1. Состояние, тенденции развития, проблемы московской
книжной торговли................................................57
2.2. Покупатель торговой сети ГУП «Объединенный центр Московский дом книги» и его ожидания............................80
2.3. Профессиональная роль в представлениях продавцов книг торговой сети ГУП «Объединенный центр Московский дом книги» ..101
Заключение.....................................................117
Список использованных источников и литературы..................122
Приложения................................................. 137
Введение
Актуальность темы исследования. Книжная торговля, наряду с книгоизданием, традиционно занимает в российском обществе особое, привилегированное положение, что обусловлено отношением к книге, ее социокультурной значимостью. Исходя из того, что экономические и социокультурные изменения двух последних десятилетий в России вызвали трансформацию системы книжного дела в целом, и книжной торговли, в частности, важно исследовать состояние книжной торговли, функции, принятие функций сотрудниками книготорговых предприятий.
По данным КОМКОН, доля россиян, посещающих книжные магазины не реже одного раза в течение полугода, в зависимости от принадлежности к определенному классу составляла в 2002 г. от 46,8% (представители высшего класса) до 14,3% (представители низшего класса)1. По сравнению с посетителями театров их доля больше соответственно в 1,5-3 раза, читальных залов - в 3-3,5 раза, библиотек — в 2 раза. Однако известный факт падения интереса к чтению при складывающейся ситуации перепроизводства книг затрудняет продвижение и сбыт издательской продукции, актуализирует деятельность по пропаганде книги и чтения.
Кроме того развитие инфраструктуры досуга, новых информационных технологий и появление дополнительных каналов книгораспространения, особенно в Москве, осложняет функционирование традиционных книжных магазинов.
Изменения внутри отрасли, усиливающаяся конкуренция, создают условия для предъявления новых требований к профессиональным кадрам, выявления принятия ими профессиональной роли. Уровень профессионализма сотрудников является фактором конкурентоспособности книготоргового предприятия наряду с принципами формирования ассортимента, территориальным расположением магазина, использованием
1 Залесский II. К. Влияние социального статуса на потребительское поведение городского населения России. Дисс. канд. соц. наук. М., 2002. С. 93.
Применительно к действительности США середины прошлого века для североамериканца имело значение не только получение высоких гонораров и заработков, но и престиж профессии. По мнению Э. Хьюза, людям свойственно гордиться своей профессией. Исследования престижности профессий представляет целое направление в социологии профессий. Сравнительное изучение престижа профессий в различных индустриальных обществах показало сходство оценок ведущих профессий независимо от форм правления и политической философии стран. В этот период высоко оценивались профессии, связанные с наукой и техникой7.
Однако Э. Хьюз считает, что в этих данных заложен некий парадокс. С одной стороны, “истинные” профессии высоко ранжируются по престижу и стремлению ими овладеть, с другой — не обеспечивают личности стабильность (в США и Европе в конце 60-х гг. бастовали врачи, учителя, инженеры, госслужащие). Он приходит к следующему выводу: “Проблема заключается скорее в том, что оказалось размытой граница между привилегированными (“истинными”) профессиями и другими профессиями умственного труда, также как границы между последними и “белыми
о
воротничками”, между “белыми воротничками” и ручным трудом” . Автор обращает внимание на то, что огромное число людей различных профессий вынуждены заниматься на курсах усовершенствования, приобретать новые специальности и навыки взамен устаревающих.
Собственно говоря, данная ситуация стала типичной, характерной для обществ с рыночной экономикой и с ней связан очень важный аспект изучения проблематики личности в профессии. В рыночных условиях личность не может удерживаться прошлыми заслугами, достижениями,
7 Хьюз Э. С. Работа и досуг// Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1968. С. 78.
* Там же.
15
высокое качество работы требуется постоянно9. В этом случае зрелый возраст сам по себе не может быть гарантом высокого профессионального положения. Но и для молодого специалиста разрыв между возрастом и профессиональным положением составляет сложную проблему. Возраст сам по себе не является препятствием к достижению целей: профессиональному успеху, повышению социального статуса, дохода, авторитета, приносимых этим успехом. Однако один только факт, что он будет становиться старше, отнюдь не гарантирует получения им каких бы то ни было из этих вознаграждений.
Отдельное направление в исследованиях профессиональной деятельности личности представляет изучение влияния коллектива (малой группы) на продуктивность работы индивида. Выводы знаменитых Хоторнских экспериментов Э. Мэйо о влиянии групповых отношений рабочих Вестерн Электрик Компани на результаты труда оказались релевантными для исследований в других сферах трудовой и профессиональной деятельности10.
Один из вариантов теоретического осмысления профессиональной деятельности личности представлен в рамках структурного функционализма. В ролевой теории личности (Т. Парсонс) профессиональная роль рассматривается наряду с семейными как дифференцированная сфера действия и ответственности11. Обращаясь к генезису профессиональной роли, Т. Парсонс связывает ее возникновение с выделением производственных коллективов из семейно-хозяйственных ячеек, с одним из
9 Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1968. С. 301.
10 Миллз Т. М. О социологии малых групп // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1968. С. 85.
11 Парсонс Т. Функциональная теория изменений // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 478-494.
16
- Київ+380960830922