Ви є тут

Особенности быта городской семьи в современном российском обществе : на примере Иркутской области

Автор: 
Седых Ирина Сергеевна
Тип роботи: 
на примере Иркутской области
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
175
Артикул:
192137
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования быта городской семьи................................................14
1.1. Понятие городского быта.................................14
1.2. Городская семья как основной бытоформирующий институт ...26
1.3. Методика социологического анализа особенностей быта городской семьи........................................................38
Глава 2. Характеристика быта современной городской семьи...49
2.1. Факторы, определяющие особенности быта городской семьи ...49
2.2. Материально-бытовая обеспеченность городской семьи .....79
2.3. Деятельностная характеристика быта городской семьи.....121
Заключение..................................................149
Библиографический список использованной литературы..........152
Приложение..................................................169
3
Введение
Актуальность темы исследования. Российское общество в начале XXI века переживает сложный процесс трансформации, затрагивающей все сферы функционирования общественного организма. В этих условиях пересматриваются устоявшиеся приоритеты повседневности, происходит переосмысление существующих жизненных установок, вследствие чего меняется быт населения. Изучение данного аспекта позволяет оценить материальную и духовную культуру современного общества, проанализировать изменения в жизни людей. Быт играет важную роль для современного человека, так как в его рамках протекает жизнь, происходит формирование форм и путей к реализации потребностей. Этим определяется актуальность исследования указанных проблем в современном российском обществе.
Организация быта — сложный и противоречивый процесс. Он осуществляется на основе преобразования всей системы общественных отношений и, в свою очередь, во многом способствует экономическому, социальному и культурному развитию общества. Сегодня общество демонстрирует различные способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает актуальным изучение быта россиян, так как он является частью культуры, которая хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения, общения, составляя тем самым совокупный социально-исторический опыт.
Россия - страна весьма разнообразная в природно-географическом, этническом, конфессиональном и культурном отношении. В период социально-экономических изменений в России наблюдается усиление интереса к культуре, бытовому укладу её регионов, обладающих своими традициями.
В процессе культурного развития общества формируется специфический внутренний склад каждодневного бытия личности. Оптимальная организация быта служит фундаментом благополучия семьи и даёт возмож-
16
домашнем обиходе» Представляется, что такое понятие, по существу, включает в себя все стороны жизни населения, в т. ч. и производственную сферу. Конечно, как все общественные явления внепроизводственная и производственная деятельность взаимосвязаны, но они обладают относительной самостоятельностью, имеют свои специфические закономерности.
В узком понимании быт рассматривают как материальную часть жизни. Например, А. И. Квардаков быт рассматривает как условия деятельности2 или А. В. Хашимов - как материальную, культурную и моральную среду, обусловленную социально-экономическими отношениями;3 также игнорируется духовная сторона быта в работах Д.И. Чсснокова,4 Е.М. Зуйкова,5 М.Н. Перфильева6. Акцентирование внимания на бытовых условиях жизни людей создает впечатление, что быт - это нечто внешнее по отношению к человеку и его жизнедеятельности и приводит к сужению содержания быта. Следует учитывать такой важный компонент структуры быта, как духовное начало. Любое существующее явление должно рассматриваться с точки зрения взаимодействия духа и материи. Рассмотрение духовных характеристик способствует выявлению социальной функции быта.
Отдельные исследователи не учитывают и такой немаловажный фактор, как природно-географическая среда, которая в значительной степени воздействует и на процесс формирования ряда элементов и явлений быта.
1 Анохина, Л.А. Быт и его преобразования в период строительства социализма / Л.А Анохина, ВЛО. Крупянская, М.Н.Шмелёва // Советская этнография. - 1965. - №4. - С.
16.

Квардаков, А. И. Коммунистические мораль и быт // Семьи и семейные отношения при социализме. - Омск, 1984. - С. 5-6.
3 Хашимов, А. К. Формирование новых семейно-бытовых отношений народов Средней Азии: автореф. дис.... канд. филос. наук. - Душанбе, 1972. - С. 4.
4 Чесноков, Д.И. Исторический материализм - М., 1965. - С. 394.
5 Зуйкова, Е.М. Быт при социализме - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - С. 16.
6 Перфильев, М.Н. Общественные отношения. - Л., 1974. - С. 189-190.
17
Например, естественно-географические и климатические условия довольно сильно влияют на размеры городских и сельских поселений, их облик и территориальное размещение, сказываются на типах жилищ, характере и составе пищи и режимах питания, на фасонах, покрое и моделях одежды, на типах обуви и т.п.
Нуждается в уточнении и определение, данное в свое время указанному феномену видным советским специалистом по вопросам быта, семьи и брака А. Г. Харчевым. Он считал, что быт - это область «социальной жизни, основным содержанием которой является организация потребления и обслуживания».1 Вместе с тем следует согласиться, что структура быта может рассматриваться с точки зрения соотношений материальной и духовной сторон, социального и индивидуального аспектов, видов затрат времени и деятельности различных форм объединений и общения людей вне производства.
Усредненное понимание быта, представленное исследователем П.В. Матренинской, - это сфера внепроизводственной социальной жизни, которая включает в себя материальную и духовную стороны жизнедеятельности. 2
Раскроем понятие «быт», обратившись к одному из определений, данному российским философом М.Н. Руткевич, согласно которому «быт -это сфера удовлетворения потребностей человека, включающая жилище, одежду, питание, уход за детьми и престарелыми (а значит, и разделение необходимого для этого труда), а также досуг, т.е. времяпрепровождение, не связанное с выполнением функциональных, общественных, семейных и других обязанностей индивида, планируемое и осуществляемое им всецело
'Харчсв, А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. - Л., 1968. - С. 5.
2 Матрешшская, П.В. Социалыю-философскис проблемы быта в условиях развития сервиса: дис.... канд. филос. наук. Иркутск, 2001. - С. 17.