Ви є тут

Формирование системы безопасности России в условиях глобализации: информационный аспект

Автор: 
Бахметьев Виктор Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
287461
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение 3
Раздел 1. Глобализация и перспективы современной цивилизации 13
1.1. Характер современной коммуникации как вызов для России 13
1.2. Методологические основания для разработки стратегии безопасности России в условиях глобализации 42
1.3. Коммуникативные глобальные трансформации и безопасность России 58
Раздел 2. Безопасность как социальное явление 70
2.1. понятие и система безопасности 70
2.2. Безопасность личности 79
2.3. Безопасность общества 87
2.4. Безопасность государства 93
Раздел 3. Компоненты обеспечения информационной безопасности России в условиях глобализации 102
3.1. Информационная безопасность как неотъемлемый элемент и интегратор системы безопасности в условиях глобализации 102
3.2. Методы и научные проблемы обеспечения информационной безопасности 112
3.3. Элементы модели безопасного развития России 123
Заключение 141
Приложения 147
Библиография 157
2
Общая характеристика работы
Актуальность настоящего исследования. Отличительной особенностью России начала XXI века является отсутствие сформированной системы ценностей как социума в целом, так и его отдельных страт. В обществе наблюдаются крайне интенсивные и далеко не всегда конструктивные информационные процессы. Нельзя не признать, что с окончанием "холодной войны" и наступлением эпохи глобализации среда безопасности не изменилась в лучшую сторону. Мы являемся свидетелями не только эпохи революций в мире политики, экономики, технологии, но и отдельно в мире информации. Текущие глобальные процессы: распространение демократии по-американски во всём мире, рост новых глобальных торговых отношений, расширение сети всемирных коммуникаций, прорывы в информационных технологиях, усиление позиций транснациональной преступности существенно повлияли на внешнюю и внутреннюю среду безопасности всех без исключения стран, привели к трансформации угроз информационной безопасности, переведя их в разряд глобальных.
Для России проблема становится особо важной в связи с тем, что в условиях перехода страны к принципиально новой парадигме обеспечения безопасности в целом, теоретическая разработка тех или иных видов безопасности приобретает новое звучание и содержание в свете существенно изменившихся внутренних и внешних условий развития российского общества. Значимость же информационной сферы связана с тем, что в ней, по существу, фокусируется вся сложность процессов, происходящих в стране и в мире. Можно со всем основанием констатировать принципиальное влияние информационной составляющей на процесс обеспечения комплексной безопасности государства и успешного реформирования страны.
В настоящее время и в обозримой перспективе угрозы безопасности в целом, и информационной безопасности в частности, будут носить, по
3
Новая потребность, которой соответствует современная идея глобализации, концептуально ещё недостаточно осмыслена. Суть глобализации затемняется конкретными деталями, в частности глобализирующимися тенденциями в различных сферах, например, в области экономики или технологи. Поэтому сегодняшнее общество не выработало единой концепции глобализации, могущей стать основой общепланетарных трансформаций. Между тем, ядром глобализации - ее субъектом и объектом - выступает человек, который породил своими действиями глобальные проблемы современности. Для решения этих проблем, - а они пронизывают всю культуру и формы жизнедеятельности, - требуются практические действия и теоретические дискусы, равные современным вызовам. Требуется сознание, равное самой угрозе. Общественное сознание XXI века отстаёт от потребностей практики, пронизанной глобальными проблемами. Реальность меняется быстрее, чем еб успевает осмысливать философская и социальнотеоретическая мысль, реальность глобализируется, а человек продолжает жить и действовать по правилам доглобальной эры. Экологические, демографические и другие глобальные факгоры требуют единой общепланетарной цели, поскольку они всё больше подрывают устойчивость и стабильность современного общества, а оно, будучи расколотым по геостратегическим, экономическим, политическим, национальнорелигиозным интересам, продолжает политику противостояния. Всё это усугубляет положение в мире, обостряя и без того напряжённую ситуацию.
Если попытаться кратко охарактеризовать процесс глобализации, то можно сказать, что глобализация представляет собой противоречивое единство двух процессов, а именно глобализации «снизу» или естественной глобализации, и глобализации «сверху» или управляемой, «искусственной» глобализации. В первом смысле глобализация — атрибутивная черта человеческой цивилизации. Но актуализация глобализационной тематики в конце XX - начале XXI века носит преимущественно управляемый характер и в этом смысле имеет искусственный характер, так как она вызвана
13
современными геополитическими процессами в мире и отражает интересы ведущих индустриально-развитых стран мира. В этой связи можно говорить о трёх смыслах глобализации. В первом глубинно-диалектическом смысле глобализация предстаёт как стремление жизни сохранить себя, защитить от угроз со стороны усиливающих своё влияние глобальных проблем. Во втором смысле глобализация предстаёт как вестернизация, т.е. универсализация базовых ценностей техногенной цивилизации. Наконец, глобализация в третьем смысле выступает как американизация. То есть универсализация ценностей не столько ксолиберализма, сколько американизма. При этом между этими двумя последними уровнями имеется общее и специфическое. В области продвижения идей неолиберальной экономики интересы индустриально-развитых стран США и Европы в основном совладают. Однако современный этап глобализации пронизан геополитическими и геостратегическими интересами. И в этой области интересы США и ряда ведущих европейских стран существенно расходятся. Поэтому правомерно говорить о глобализации как вестернизации и глобализации как американизации.
Глобализация выступает в форме «американского фундаментализма», как стремление США всеми средствами, в том числе и военными, утвердить новый глобальный миропорядок, ядром которого выступают принципы неолнберализма в той форме, как они утвердились в США. Подобная стратегическая установка является фундаменталистской, так как она не признаёт никаких компромиссов, не желает считаться с иными формами социального бытия, исходя из всеобщности своих представлений о мире. В такой стратегии только американский неолиберализм, как форма самореализации человеком себя, признаётся соответствующим демократической модели мироустройства. Тем самым принципы индивидуализма, утилитаризма и прагматизма становятся единственными базовыми принципами бытия человека. Это позволяет говорить об американском неолиберальном фундаментализме.
16