Ви є тут

Социальное проектирование туристической активности

Автор: 
Щетинина Елена Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270114
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................3
Глава 1.Освоение социального пространства
1.1. Социальная организация пространства................15
1.2. Социокультурные ценности туризма...................51
Глава 2. Туризм как социальный проект
2.1 Типология туристической активности..................80
2.2 Социальные стратегии туризма........................111
Заключение....................................................139
Библиография..................................................144
Приложения
3
Введение
Актуальность исследования туризма как социального проекта обусловлена особенностями становления академической науки и задачами конкретнонаучного анализа социальных процессов, повседневных практик. Современные механизмы глобализации: диффузия институциальных образцов, возникновение сетевых коммуникативных технологий, образование функциональных символических и экспертных систем, пространственная децентрализация управления -способствуют развитию и упрощению реализации туристических практик, которые одновременно оказывают влияние на процессы унификации социальных кросс-культурных взаимоотношений. Нарастают темпы процесса разрушения значения привязанности к месту у современного человека. Число людей, для которых ежедневные поездки, путешествия, смена места жительства становятся нормой жизни, неуклонно возрастает. Изменение практик повседневных коммуникаций, рост уровня жизни, высвобождение большего объема досугового времени, трансформация глобальной социокультурной обстановки способствовали развитию туристического освоения социального пространства, сопровождающегося формированием мощной системы социокультурных сервисов, направленной на удовлетворение потребностей визуального, экзистенциального использования разнообразных социальных сред, институциализации социальных и коммерческих практик туризма. В этих условиях особое значение приобретает изучение туристической активности как следствия процесса глобализации и как агента ее развития.
Одной из актуальных тенденций современности становится интегрирование российского общества в мировое социокультурное пространство, предполагающее паритетный взаимообмен социокультурными и экоприродными ресурсами, гуманизацию взаимоотношений. С другой стороны, состояние современного российского общества характеризуют процессы глубокой трансформации, со-
Глава 1. Освоение социального пространства
Социальная теория в своем развитии оказалась перед необходимостью интерпретировать социальную реальность в пространственно-временном контексте. Пространственность является одной из основных характеристик, социального бытия. Однако ее интерпретация и объективация непосредственным образом зависят от формы освоения, которая предполагает положение наблюдателя. Теорией познания определены два таких пути освоения социального пространства - это научная рефлексия, его теоретическое конструирование, а также непосредственная обыденная, повседневная практическая деятельность социальных агентов.
1.1 Социальная организация пространства
Социальная жизнь осуществляется в пространстве и времени, наделяя их особыми смыслами. В человеческом обществе, в строгом смысле, не существует несоциального пространства. Будучи помещенной в фокус человеческого наблюдения, любая пространственная форма социализируется, в ее содержание вносятся пространственные характеристики, в зависимости от которых эта пространственная форма будет подлежать социальной эксплуатации.
Концептуализация пространства - это процесс, сопровождающий всю историю человечества. Задолго до того, как стать предметом внимания социологии, категория пространства в разнообразных аспектах анализировалась философией, естествознанием, искусствоведением. На современном этапе развития социальной теории существует разнообразие и противоречивость интерпретаций сущности социального пространства. Учеными оно представляется как созерцание и представление, наблюдение и социоанализ, символические солидарности, организующие тело (действующих людей), волю (социальные связи), душу (смыслы и идеалы) общества. Модели социального пространства освещаются в работах классиков социальной теории и современных
отечественных и западных ученых, а их разнообразие характеризует сложность и многоуровневость этого феномена. Рассматривая концептуализацию социального пространства различными научными школами и направлениями, Л.Н.Бабич фокусирует внимание на трех базовых положениях:
-пространство изучается как особая объективная сущность - основным механизмом познания становится измерение физических параметров объекта. Области научного знания в рамках этого направления объединяют географию, статистику, а основной их задачей становится создание измерительного инструментария;
-пространство исследуется как субъективная реальность, объектом научного познания становятся ментальные репрезентации объективно существующих предметов и процессов; области теоретического знания включают общую психологию, психосемантику, топологичекую психологию, инвайронментальную психологию; главная задача - шкалирование, создание субъективных шкал;
-пространство анализируется в терминах символов, значений и смыслов; носителем такой исследовательской парадигмы становятся социальные науки, ставящие перед собой задачу выявления механизмов и закономерностей организации социальной реальности1.
Интересной для дальнейшего анализа нам представляется систематизация подходов к интерпретации социального пространства А.Ф.Филиппова. Он, беря за основу субъект-объектные критерии, различает значения пространства в зависимости от точки зрения наблюдателя, выделяя при этом позицию социолога, не участвующего в наблюдаемых процессах и позиции самих участников.
• Наблюдатель социальных событий может видеть, что тела участников взаимодействия пространственно размещены друг относительно друга, причем их
1 Бабич Л.Н. Социальное пространство телесности И Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук, - Саратов, 1999. -С. 20.