Ви є тут

Институционализация малого и среднего бизнеса в России: социологический анализ проблем и путей развития

Автор: 
Петухов Михаил Владимирович
Тип роботи: 
социологический анализ проблем и путей развития
Рік: 
2006
Артикул:
192352
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ...................................................11
1.1. Место институционального подхода к анализу социальных
ЯВЛЕНИЙ..................................................11
1.2 Функции малого и среднего бизнеса как социального института. .27
1.3 Социальные факторы становления и развития малого и среднего БИЗНЕСА................................................44
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ......................66
2.1 Социальная база формирования малого и среднего бизнеса в России.................................................66
2.2 Состояние и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.................................................87
2.3 Пути и перспективы развития малого и среднего бизнеса как
ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА)...............107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................145
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................151
Введение
Актуальность темы исследования. Тема развития малого и среднего бизнеса с точки зрения целостной социально-экономической структуры сегодня привлекает пристальное внимание ученых практически всех направлений - юристов, экономистов, управленцев, социологов, психологов. Столь высокий интерес специалистов к данной теме детерминирован с одной стороны положительным опытом экономически развитых стран мира, благополучие которых во многом обязано малому и среднему бизнесу, с другой стороны - необходимостью стабилизации социально-экономической жизни России посредством эффективного управления таким социальным институтом как малый и средний бизнес.
На современном этапе развития экономика страны характеризуется максимальным усложнением и расширением общественного производства, в обществе назрела необходимость в комбинировании и рационализации распределения продуктов и услуг, динамичной разработке и внедрении инноваций, удовлетворении покупательского спроса населения и снижении социальной напряженности за счет создания достаточного количества рабочих мест. Обеспечение данных запросов современного общества является на сегодня одним из основополагающих факторов эффективного и динамичного общественно-экономического развития. В развитых странах мира все эти потребности и запросы общества удовлетворяются посредством эффективного управления и развития такого социального института как малый и средний бизнес. В условиях развития информационного общества -общества, в котором сфера услуг и индивидуализация производства, дифференциация потребностей и активное дробление спроса и предложения имеют приоритетное развитие и превалируют над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции, - малый и средний бизнес - это, на сегодня, единственный путь соответствовать запросам современного общества, которое, с одной стороны, восстает против унификации жизни, а, с другой, ей весьма подвержено.
с целью установления общей воли. По мнению Д. Хоманса, социальные институты - это набор правил и норм, определяющих, как личность должна или не должна вести себя при определенных обстоятельствах в сложившейся ситуации. Джойс Хертзлер утверждает, что социальные институты представляют собой комплекс установленных и санкционированных правил и установок поведения индивида в обществе.
Таким образом, несмотря на широкое распространение применения к анализу самых различных социальных явлений, понятие «социальный институт» в социологии однозначного определения не получило. Однако, наряду с толкованием социального института, близким к понятию институции, развивается деятельностный подход к пониманию и раскрытию содержания понятия «социальный институт». Так, Для Константина Панунзио социальные институты являются определенными системами идей, обычаев, ассоциаций и инструментов, которые, возникнув из практики человечества, направляют и регулируют деятельность людей. Джеймс Фейблеман трактует социальные институты как групповые цели,
' 7
объективированные с помощью материальных средств выражения . В интерпретации англо-американских социологов с социальнопсихологических и этических позиций социальные институты предстают механизмами внедрения в сознание человека рационалистических установок и норм поведения личности в обществе.
Польский социолог Ян Щепаньский отмечает, что термин «социальный институт» как в социологии, так и в других социальных науках выступает в нескольких значениях. Определения социального института Я. Щепаньский сводит к четырем основным: 1) определенная группа лиц, осуществляющих совместную деятельность; 2) определенная организация людей, которая выполняет комплекс функций от имени всей группы; 3) учреждений и средств деятельности, которые регулируют поведение членов группы; 4)
7 См.: Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация. - 2003Л http://soc.rsuh.ru раздел «семинары». 2005. - С. 7.
некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Собственное определение у польского социолога таково: социальные институты являются «системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп»8.
В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Согласно С.С.Фролову, социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Потребности же общества, как известно, удовлетворяются через деятельность.
По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др10.
С марксистских позиций дано определение социального института в диссертационном исследовании «Социальный институт как общественное явление» Н.Б. Костиной. Согласно ее определению, социальный институт -«это социальное образование, выражающее специфически устойчивую совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе
* См.: Щепаиьский Я. Элементарные понятия социологии. Под ред. Румянцева А.М. М.: «Прогресс». 1969. С.-96-97.
9 Фролов С.С. Социология: Учебник. Для вузов / Ин-т "Открытое о-по". - М.: Наука, 1994. - С. 122
10 Комаров М.С. О понятии социального института. // Введение в социологию. М., 1994. - С. 9-14