Ви є тут

Дополнительное образование инвалидов в контексте социальных трансформаций

Автор: 
Кочетова Татьяна Алексеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192052
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................... С.З
Глава 1. Дополнительное образование инвалидов как социальный институт и предмет социологическою анализа.......................... 13
1.1. Дополнительное образование инвалидов: институциальный подход. 13
1.2. Социальная политика и законодательство в области дополнительного образования инвалидов: анализ российского и зарубежного опыта.... 43
Глава 2. Стратегии и факторы повышения доступности дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями .... 73
2.1. Дополнительное образование в структуре социальной мобильности инвалидов...................................................... 73
2.2. Тенденции повышения доступности дополнительного образования
для инвалидов (по результатам социологических исследований) 91
2.3. Модель дополнительного образования инвалидов в контексте
трансформаций социальной политики: кейс-стади.................. 106
Заключение..................................................... 123
Список использованной литературы............................... 130
Приложение..................................................... 141
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется высокой социетальной ценностью дополнительного образования, его особой значимостью в современном мире как социального института, как одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социокультурной, профессиональной мобильности личности. Дополнительное образование по своему значению становится равнозначным классической системе базового образования. Особую роль оно играет для маломобильных групп населения, для людей с инвалидностью, которые оказываются депривированными в социально-экономическом плане в российском обществе. Потребление дополнительных образовательных услуг обусловливает комплексное развитие личности инвалида, получение им новой профессии или повышение квалификации, способствует его трудоустройству и началу самостоятельной независимой жизнедеятельности.
Сегодня, по статистике, лишь трое из ста молодых инвалидов находят силы и возможность жить активной жизнью, несмотря на то, что в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» декларировал в качестве основной задачи государства предоставление инвалидам равных с другими гражданами прав и возможностей, что осталось в основном на бумаге. Конкретные действия по интеграции людей с инвалидностью в общественную и экономическую жизнь отличаются инертностью, недостаточной эффективностью, практически не развивается инклюзивное образование инвалидов.
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов. Каждый год становятся инвалидами 35 миллионов человек. В России таких людей более 10 миллионов, что подтверждает масштабность рассматриваемой проблемы. Из них более 4 миллионов человек -трудоспособны, но имеющиеся у них профессии, невостребованы в современных социально-экономических условиях. В то же время пройти
15
ходе от одного её вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому4.
В настоящее время непрерывное образование выступает императивом современной жизни и играет ключевую роль в повышении степени социально-экономической мобильности личности. Именно поэтому вопросам по-стшкольного обучения уделяется такое большое внимание во всех современных странах мира, а полное среднее образование становится обязательным и всеобщим. Общество, экономика выступают сегодня для образования заказчиками ориентированных на практику результатов обучения. Это выступает главным ожидаемым результатом и национальных проектов, и модернизации образования в целом.
В 2001 году Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный Закон «О дополнительном образовании», который, так и не вступил в действие. Проект закона определил, что система дополнительного образования является составной частью системы образования и включает в себя: - дополнительные образовательные программы; - государственные образовательные стандарты дополнительного образования; - образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; - объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования; - государственно-общественные объединения (профессиональные ассоциации, объединения обществ, объединения научных и методических советов и иные объединения), способствующие реализации дополнительного образования; - органы управления образованием и подведомственными им организациями; - организации, деятельность которых направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях до-
4 См.: Шевченко Н.И. Интеграция образовательных программ и процессов как системообразующий фактор непрерывного образования / Образование для всех: пути интеграции. Саратов: СГТУ, 2003. С. 27.
16
полнительного образования и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.
Проведенный нами анализ системы дополнительного образования (далее - ДО) показывает наличие в его структуре двух направлений: первое - дополнительное образование досуговое (музыкальное образование, художественное, спортивное и т.п.), второе - дополнительное профессиональное образование, направленное на создание условий для получения человеком новой специальности, повышение профессиональной квалификации, переподготовки специалиста.
Первое можно рассматривать также и как творческое, как образование «для себя», потому что реализация его программ в основном связана с развитием у человека креативных способностей, раскрытием его потенциалов, личностных ресурсов, природных задатков. Потребление программ ДО второю типа - профессионального, прежде всего, связано с самосовершенствованием личности в профессиональном плане, с потребностью в достижении карьерных целей, либо насущным изменением своего положения на рынке труда. Если услуги ДО творческого типа актуальны в основном для детей и подростков, то содержательные аспекты ДО профессионального - ориентированы в первую очередь на молодежь и людей зрелого возраста. При этом первое чаще всего является бесплатным и финансируется из государственного бюджета, второе - в первую очередь, за счет потребителей.
Дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) рассматривается как образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательных учреждениях высшего, среднего или среднего специального типа, с целью роста профессионализма и повышения квалификации работников, подготовки их к выполнению новых