2
СОДЕРЖАНИЕ стр
ВВЕДЕНИЕ.......................................... 3
Раздел 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА................ 14
Раздел 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЙ (1917 Г.)
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА..................... 50
Раздел 3. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ЙБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ 123
ЛИТЕРАТУРА........................................ 129
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................ 144
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование обеспечивает социальный прогресс общества. В условиях смены общественного строя России система образования и воспитания претерпела существенные изменения. Если в канун распада СССР образование в структуре наиболее приоритетных социальных ценностей занимало четвертое место, то к 1997 году - уже третье место1.
Любое общественное переустройство влечет за собой не только экономические и политические изменения, но и социокультурные, в том числе и образовательные.
Отечественная система образования в XX веке дважды пережила “прерыв в постепенности”: в первый раз - вследствие революции (1917г.), когда были произведены субъективно организованный отказ от всего достигнутого опыта в этой социальной сфере и сомнительные революционные эксперименты с системой образования и воспитания Во второй раз - после распада СССР, когда был осуществлен поспешный отказ от определенных достижений предшествующего периода, насаждавшихся и утверждавшихся “советских” ценностей, взят ориентир на “рыночные ценности”. Недостаточный акцент на преемственность образования, воспитания и постепенность преобразований в этой сфере вновь вызвали негативные социальные последствия и еще скажутся на социализации очередных двух-трех поколений. Кроме того, сам процесс трансформации кризисно развивающегося общества
Чупурнов В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социол. исслед. 1998. -№ 3. - С.. 104-105.
14
Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Образование, воспитание, социализация личности проистекают как одномоментные по времени процессы. Если в период дошкольного развития предпочтительно говорить о воспитании, то в школьный период -об обучении, в период учебы в вузе - об образовании, а результаты образования уже используются индивидом в течение последующих периодов его жизнедеятельности.
При оперировании понятием “образование'’ как социологической категорией мы пользуемся двумя важнейшими смыслами, вкладываемыми в данное понятие:
а) учреждения образования как социальный институт, подсистема социальной системы (общества);
б) образование как взаимовлияющий и взаимосвязанный процесс воспитания, обучения, социализации личности.
И первый, и второй смыслы указанного понятия имеют социальное содержание и социальную направленность.
Любые преобразования в обществе влекут за собой такие же по значимости изменения в содержании образования и воспитания, на что обращал внимание еще Э. Дюркгейм. “Глубокие трансформации, которые испытывали или испытывают современные общества, писал он, требуют соответствующих трансформаций в сфере национального воспитания”1.
1 Дюркгейм Э. Социология. -М.: Канон, 1995. -С.263.
15
Социальная среда, с одной стороны, выступает в качестве питательной почвы, на которой ведется образовательная деятельность, а с другой стороны, функционирует в качестве потребителя “продукции” этой деятельности. Социальное состояние общества влияет на педагогические цели и методы, а как “природа цели, отчасти влияет и на природу средств”1.
В социологии идея целесообразного соотношения общественных потребностей, с одной стороны, и образования, как социального института с другой, принимает свое конкретно-историческое воплощение, образование рассматривается как преобразующая сила общества, а вложения в образование - как ключ к экономическому и социальному прогрессу.
Выбранный соискателем в качестве методологической ориентации в исследовании поставленной проблемы системный, институциональный подход позволил ему использовать возможности как структурного функционализма, так и марксизма. При всей их принципиальной несхожести.
И структурный функционализм, и марксизм исходят из того, что:
а) социальная система (общество) характеризуется своими специфическими элементами. Качественное объяснение специфики элементов должно соотноситься с исследованием структуры системы;
б) следует изучать характер связи и взаимовлияний элементов системы (общества);
в) необходимо определить функции, роль и место элементов системы в функционировании и развитии самой социальной системы (общества).
Применительно к рассматриваемой в диссертации проблеме это значит, что образование - элемент функционирования всей социальной
Дюркгейм Э. Социология. -М.: Канон, 1995. -С.263.
- Київ+380960830922