Ви є тут

Совершенствование социально-профессиональной структуры персонала железнодорожной отрасли

Автор: 
Жирун Михаил Петрович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193015
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
Стр.
....3
Глава 1. Трансформация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров необходимой для достижения целей структурной реформы железнодорожной отрасли
1.1. Совершенствование отраслевой системы подготовки кадров в процессе структурной реформы железнодорожной отрасли................10
1.2. Кадровый потенциал и образовательные ресурсы Приволжской железной дороги.....................................................30
Глава 2. Формирование адекватной целям реформы социально-профессиональной структуры железнодорожных предприятий
2.1. Планирование образовательной и профессиональной структуры персонала железнодорожных предприятий...............................44
2.2. Перспективы занятости специалистов с высшим и средним специальным образованием на рабочих местах..........................61
Заключение................................................... 77
Библиографический список.......................................82
Приложения.........;...........................................95
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей структурной реформы железнодорожной отрасли в кадровой политике является обеспечение выполнения существующих и возрастающих объемов перевозок меньшей численностью работающих. Для этого в период 2000-2005 годы в соответствии с. постановлением
I
I Правительства Российской Федерации «О Программе структурной реформы
на железнодорожном транспорте» запланировано сокращение 418 тысяч 4 работающих в отрасли. Ранее, в 1997-2000 годах уже было сокращено 428
тысяч человек. Следовательно, к 2005 году железная дорога должна будет обеспечивать потребности народного хозяйства РФ половинным составом работников. Количественный состав железнодорожников регламентирован, в том числе по всем предприятиям и учреждениям отрасли, и дальнейшему обсуждению не подлежит.
Большинство объектов МПС, и их персонал, не занятый в перевозках, включая объекты социальной сферы, уже выведены из отрасли, имевшиеся резервы сокращения давно исчерпаны. Следовательно, сокращению подлежат работники, непосредственно реализующие перевозочный процесс, а также действующие железнодорожные предприятия. При этом Правительство поставило задачу неснижсния объемов перевозок, повышения ^ качества обслуживания, обеспечения безаварийности. Ресурсы, за счет
которых это может быть обеспечено, указаны в документах реформы: ^ использование нового, более совершенного оборудования, применение
Г* передовых, в том числе импортных технологий, широкое внедрение в
производственный процесс компьютерной техники. Обширная модернизация производства невозможна без соответствующего совершенствования структуры персонала, значительного повышения образовательного и квалификационного уровня практически каждого работника. Быстро освоить и эффективно эксплуатировать новейшую технику, постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки могут только работники
з
потребность в образовательных услугах, обеспечивают финансирование учебно-производственной базы. Согласно положений реформы, к функции МПС России в области образования в новых условиях отнесено3:
формирование заказа на подготовку специалистов для железнодорожного транспорта и организация его размещения в образовательных учреждениях отрасли;
организация работы по подготовке специалистов для железных дорог ОАО РЖД;
организация лицензирования, государственной аттестации и аккредитации высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
обеспечение методического и научного сопровождения образовательных процессов в учреждениях образования;
организация подбора и расстановки руководителей высших и средних профессиональных образовательных учреждении, а также работы по повышению квалификации педагогических работников этих учреждений;
организация работы по своевременному открытию факультетов по новым специальностям в учебных заведениях МПС России;
реализация бюджетного финансирования и контроля за его исполнением.
Функциями ОАО РЖД в области образования являются:
формирование текущего и перспективного заказа на подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
участие в совершенствовании и развитии материально-технической и учебно-лабораторной базы высших, средних
профессиональных образовательных учреждений и обеспечение тесной связи этих учреждений с железными дорогами;
3 Бурносов Н.М., Васина Л.И., Галахов В.И. и лр. Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения. М.: УМК МПС России, 2002.
финансовая поддержка учебных заведений;
согласование государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ;
обеспечение практической подготовки студентов вузов, техникумов;
трудоустройство молодых специалистов;
содействие в повышении квалификации преподавателей высших и средних образовательных учреждений на предприятиях ОАО РЖД.
Основой образовательной базы в отрасли являются отраслевые вузы и техникумы, их профессорско-преподавательский состав,
высококвалифицированные работники предприятий железной дороги, учебно-лабораторная база. К числу образовательных учреждений железнодорожного транспорта (на 1 июля 2002 года) подчиненных непосредственно МПС России или входящих в состав железных дорог МПС России относятся:
10 высших учебных заведений (9 университетов и 1 академия);
62 средних специальных учебных заведения; учебно-методический кабинет; центральный дом железнодорожников;
46 дорожно-технических школ, учебных и учебнопроизводственных центров.
Несмотря на выраженную отраслевую специфику этих учебных заведений особенности образовательного процесса в них, в целом, повторяют сформировавшиеся в этой сфере тенденции. Так, например, по формальным показателям квалификация профессорско-преподавательского состава неуклонно возрастает4 (таблица I).
4 Буриосов Н.М. Подготовка специалистов с высшим образованием для системы МПС. // Экономика железных дорог. -1999. - №1.