Ви є тут

Ресурсный потенциал молодой семьи в условиях Кольского Севера

Автор: 
Клюкина Элина Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192820
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА......................16
1.1. Теоретические основы анализа ресурсного
потенциала молодой семьи, имеющей ребенка раннего возраста.........16
1.2. Социологический анализ ресурсного потенциала молодой семьи.......39
1.3. Здоровье ребенка раннего возраста как важнейший ресурс, оптимизирующий жизнедеятельность семьи.............................55
ГЛАВА И. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
МОЛОДОЙ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩЕЙ В УСЛОВИЯХ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА......................79
2.1. Специфика Кольского Севера как
среды проживания семей с детьми....................................79
2.2. Ресурсный потенциал молодых семей северян с детьми раннего возраста
(по результатам опроса родителей).................................117
2.3. Анализ случая молодой семьи, имеющей ребенка группы риска по состоянию
здоровья (результаты case study).................................137
2.4. Практические рекомендации по определению возможностей усиления ресурсного потенциала молодых семей с детьми, проживающих в условиях Кольского Севера......................
145
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................153
ЛИТЕРАТУРА...............................................157
ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................176-197
3
основах рассмотрения семьи в трудах П. Сорокина, предполагая, что именно уровень и характер взаимодействия между членами семьи определяет качество семейной жизни и ее успешность, способствуя тем самым формированию ресурсного потенциала семьи. По мнению исследователя, именно в семье производится любовь [195; с. 148-149]. И здесь во взглядах П. Сорокина можно усмотреть одну отправную точку, имеющую важное методологическое значение для исследования ресурсного потенциала современной молодой семьи. Если говорить о назначении семьи для общества, то основной е€ миссией П. Сорокин видел функцию присвоения индивиду того или иного социального статуса. В том случае, если статус семьи переставал служить основой определения социального положения индивида, можно говорить о дезинтеграции семьи как института [101; с. 29]. Сегодня вопросы, затрагивающие проблему кризиса семьи, во всей их остроте обсуждаются сторонниками концепции институционального кризиса семьи (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.Н. Архангельский, Ю.А. Гаспарян, А.Б. Синельников, А. Кузьмин и др.). Так, А.И. Антонов, рассматривая семью как триединство родства, супружества и родительства, подчеркивает, что «ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, выливающийся в невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации и девальвации семьи), ослаблением триединства родство -родительство - супружество из-за исчезновения семейного производства, семейной деятельности родителей и детей (процесс замены фемилицентризма эгоцентризмом) -может быть назван кризисом семьи» [16; с. 7].
Важным аспектом для изучения ресурсного потенциала молодой семьи является обращение к идеям А.Г. Харчева, который в начале шестидесятых годов XX века предпринял попытку обобщения материала, связанного с функционированием двух родственных институтов - брака и семьи. А.Г. Харчев определяет брак как «исторически изменяющуюся форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и определяет статус детей» [221; с.11]. В свою очередь семья, в отличие от брака, представляет собой групповое отношение и ее «можно определить как основанное на браке или родстве и имеющее исторически определенную организацию социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и регулярной взаимопомощью, необходимость в котором обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве
18
населения» [221; с. 11]. В своих взглядах А.Г. Харчев продолжает традицию П. Сорокина, отмечая важное значение семейно-брачных отношений в определении социального статуса индивида. Автор исследует позицию, которую занимает семья в социальной структуре общества, а также место в ней индивида, придерживаясь взглядов, согласно которым индивидуальные интересы членов семьи должны быть подчинены групповым, семейным. Социальные же функции семьи должны иметь приоритет над индивидуально-личностными (именно во второй половине XX века выражение «семья - ячейка общества» в СССР стало крылатым, что подчёркивало ее подчиненное, зависимое положение в реальной иерархии социальных институтов советского общества).
При изучении семьи А.Г. Харчев обращается к структурно-функциональной парадигме, в рамках которой семья исследуется как социальная структура, определяющая взаимоотношения между супругами, родителями и детьми на основе исполнения ими определённых социальных ролей. Автор ставит вопрос о взаимодействии семьи и общества, подчеркивая, что современная семья и общество находятся на позиции единства, сотрудничества либо переживают процесс конкуренции, противоборства друг с другом. А.Г. Харчев делает попытку прогнозирования тенденций и направлений будущего развития семьи, выделяя доминирование в будущем нравственно-этической составляющей в брачно-семейных отношениях. Исследователь сконструировал модель семьи, в которой были выделены ее основания: моногамия, любовь как замена экономическому расчету и духовность в противовес быту и высокая стабильность как следствие приоритетности нравственных ценностей людей и контроля за ними со стороны социума [101; с. 34]. Именно А.Г. Харчев одним из первых обозначил факт установления двух тенденций в анализе развития современной семьи, первая из которых - дезинтеграционная, вторая -редукционистская. Сторонники дезинтеграционной концепции полагали, что «идёт процесс сворачивания в выполнении семьёй ее социальных функций вслед за дезинтеграцией всей культурной сферы общества» [101; с. 36]. Сторонники же редукционистской концепции считали, что функции семьи редуцируются в сторону удовлетворения внутрисемейных потребностей, подчеркивая, что «семья «уходит в себя», отдаляясь от социума».
Для изучении ресурсного потенциала современной молодой семьи особое значение имеют работы, посвященные изучению вопросов трансформации функций семьи при переходе от ее традиционных форм к современным. Так, М. Мацковский, отмечая, что в процессе жизнедеятельности семьи первостепенное значение
19