Ви є тут

Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям

Автор: 
Корнеева Елена Ивановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
192047
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ.........................................3
ГЛАВА I. СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНОЙ И
СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИК........................................16
1.1. Институционализация связей с общественностью как профессии: основы комплексного анализа....................16
1.2. Формирование и динамика развития социальнопрофессиональной группы специалистов в области связей с общественностью в России..................................38
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В РОССИИ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ..................................................63
2.1. Ценностно-мотивационный механизм адаптации специалистов в области связей с общественностью к современным условиям.63
2.2. Основные направления ускорения процесса адаптации специалистов в области связей с обществен ностью в России....................................................99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................133
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................141
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................159
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Необходимость формирования и развития связей с общественностью как области социальной науки стала очевидной вместе с началом демократизации политической, экономической и общественной жизни в России в конце 80-х годов прошлого столетия: появились новые социальные группы, резко увеличилось число коммуникационных каналов, возродилась возможность публично и открыто выражать свое мнение. На смену разрушившейся тоталитарной пропаганде пришла новая область социологии - связи с общественностью. Начался процесс формирования сообщества специалистов в области связей с общественностью как особой социально-профессиональной группы, занявшей устойчивое место в социальной структуре общества и выполняющей уникальную роль в современных социальных процессах.
Различные социальные институты современной России (государственные и частные корпорации, общественные и учебные учреждения, профсоюзы и религиозные общины, шоу-бизнес и органы государственной власти) все активнее в своей деятельности используют труд специалистов в области РЯ. Это именно те социальные институты, существование и благополучие которых зиждется на удачно сформированном отношении к ним со стороны общественности. Требования сегодняшнего потребителя уже не ограничиваются только качеством или ценой товара. Лояльность потребителя зависит от социального статуса организации. Крупнейшие компании не просто производят товар, они создают стандарты потребления, формируют стиль жизни [6].
В этих условиях в России достаточно бурно развиваются практически все виды РЯ, появились процессы интенсивного лоббирования профессиональных интересов специалистов в области связей с общественностью. Социально-профессиональная группа РЯ-специалистов все активнее занимает новые ниши в социально-стратификационных процессах современного общества [26].
3
отражают способность объекта выполнять социально-информационные функДии. Коммуникационные свойства описывают как структуру объекта, так и его внешние функции.
Представление о двух типах характеристик объекта связей с общественностью как профессии позволяет раскрыть их предмет, понять, что в содержание предмета входит исследование соотношения между социальными и коммуникационными свойствами объекта. Связи с общественностью как профессия синтезируют эти два типа описания, появляющиеся в рамках коммуникационно-практического и социально-научного применения. Поскольку основные понятия, в рамках которых развертывается профессия связей с общественностью, есть категории «мнение» и «дискурс», постольку совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство эффективных социальных коммуникаций и оптимизацию информационных взаимодействий между социальными субъектами и их целевыми группами и есть основная проблема связей с общественностью как профессии. Именно она образует предмет связей с общественностью как социально-коммуникационной профессии. В отличие от предмета иных социальных профессий, связи с общественностью дают развернутое определение социально-коммуникативных свойств объекта, его структуры и тех естественных процессов, которые детерминируют эти свойства.
Связи с общественностью как профессия имеют не только свой объект и предмет деятельности, но и свои методы, отличные от методологии иных социальных профессий. Профессиональную методологию связей с общественностью определяют «...как систему правил, операций и методов для управления общественным мнением» [20]. Что же касается совокупности методов, применяемых в профессиональной РК-деятельности, то определяющее значение имеют решаемые социально-коммуникационные задачи и существующее общественное мнение. Определяющая и конечная цель ее -оптимальное коммуникационное взаимодействие между социальными субъектами и их целевыми группами. Поэтому РЯ-деятельность не сводится
18
только к исследованию общественного мнения или к его проектированию, а включает в себя оба этих момента как относительно самостоятельные и, одновременно, тесно связанные между собой и с другими видами социальнокоммуникационной деятельности: журналистикой, рекламой, маркетингом [21]. Результатом РЯ-деятельности выступает не только изучение функционирования объекта, установление его социально-коммуникационных параметров, но разработка и реализация коммуникационных программ, которые бы соответствовали требованиям, принятым в качестве необходимых. Поэтому совокупность методов и социальных практик деятельности в области связей с общественностью должна включать методы и социальные практики всех видов этой деятельности.
Необходимость тесной и постоянной связи деятельности в области связей с общественностью с социально-исследовательской деятельностью обуславливает наличие в социально-коммуникационной дисциплине разных типов профессиональной занятости. С.М. Катлип указывает на три их типа: исследовательско-аналитический, креативный и коммуникационный [70]. Исследовательско-аналитический тип рассчитан на перспективу. Он направлен на выявление существующих и прогноз будущих общественных оценок того или иного социального объекта или феномена. Признанным выходным результатом считаются планы и отчеты о состоянии общественного мнения и прогнозе социально-политического или потребительского поведения.
Креативный тип профессиональной занятости в РЯ является программным развитием исследовательско-аналитического типа в целях решения определенного класса задач в области управления общественным мнением. Программы и отчеты о стратегии и тактике формирования общественного мнения рассматриваются в данном случае как важный, но побочный результат. В сфере коммуникационной РЯ-занятости производится конкретизация, определение необходимости и возможности применения уже произведенных информационно-аналитических и креативных работ для разработки конкретной социально-коммуникационной и медиа-событийной
19