Ви є тут

Влияние деятельностной направленности студентов на функционирование академических групп

Автор: 
Боханова Галина Феликсовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
192989
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава I. Академическая группа как малая группа........................11
§1.1 Теоретические подходы к изучению малых групп. Место и роль малых групп в социальном процессе...........................................II
§1.2 Академическая группа: специфические признаки,
проблемы типологии....................................................28
Глава 2. Социологическая диагностика деятельностной направленности студентов как основа формирования академических групп.................55
§2.1 Структура мотивации получения высшего образования и социализирующая функция вуза..........................................55
§2.2 Применение результатов социологической диагностики деятельностной направленности студентов для формирования академических групп.........77
Заключение........................................................ 103
Список литературы....................................................108
Пр иложение.........................................................] 20
Введение
Актуальность исследования
Актуальным вопросом для современной государственной и муниципальной службы является профессиональная подготовка кадров. Вузы, осуществляющие профессиональную подготовку, должны не только давать профессиональные знания, но и выявлять управленческие способности, способствовать развитию навыков командной работы у будущих специалистов государственной к муниципальной службы.
Образовательная деятельность связана как с обучением человека профессиональным навыкам, приобретением определенных знаний, так и с развитием его самостоятельности, творческого начала, умения принимать решения в нестандартных ситуациях. Гуманистическая образовательная парадигма ориентирована на предоставление возможностей для развития склонностей и способностей каждого студента, на активизацию его как в сфере учебной, так и внеучебной деятельности. В связи с этим встает вопрос о выявлении ориентаций студентов на приоритетные для них сферы деятельности с целью создания в вузе благоприятных условий для осуществления как профессиональной, так и общей социализации студентов в период обучения. Одними из главных агентов социализации в вузе являются академические группы, в силу того, что в современной системе высшего образования наиболее распространенной формой обучения является групповое обучение.
Оптимизация организации академических групп и управления ими возможна через предоставление студентам условий для реализации своих возможностей в приоритетных для них сферах деятельности и осуществления дифференцированного управленческого воздействия, применения различных способов стимулирования студентов с различной деятельностной направленностью.
Для осуществления более эффективного управления процессом становления и развития будущего специалиста актуальным является вопрос организации академических групп, учебно-воспитательной и общественной
13
теории. Это следующие работы: «Психология малых групп» Р.Л. Кричевского и Е.Л. Дубовской»[69], Антипина Г.С. «Тсоретико - методологические проблемы исследования малых групп» [9], Л.Десев «Психология малых групп» [38] М.С. <1>атхуллин «Обшая теория малых социальных групп и особенности группообразования в современном социалистическом обществе» [133]. В них даются представления о малых группах, с точки зрения различных научных подходов и взглядов отдельных ученых. Подобные публикации чрезвычайно полезны для ознакомления с общими проблемами исследования, но вопросы управления малыми группами в таких работах не затрагиваются.
В литературе последних лет многие авторы, изучающие различные аспекты социального управления, так или иначе, обращаются к малым группам и (или) трудовым коллективам. М.В. Удальцова в своей монографии «Социология управления»[131] затрагивает проблемы оптимальной численности малой группы, коммуникаций в малой группе и разрешения групповых конфликтов, также она признает малую группу элементом социальной микроструктуры. Понятие нормы управления, и следовательно, оптимальной численности коллектива можно найти у Э.Е. Старобинского [128]. Т.П. Галкина [28] рассматривает организацию как набор групп, которые являются объектом управления. Формирование организационной культуры представлено через процесс создания групповых ценностей. В этой работе малая группа выступает как важнейший элемент любой социальной организации, целенаправленно изменяя который, можно добиться изменении в организации в целом. Рассматриваются проблемы распределения функциональных ролей членов группы и их соотношение с характером и целями групповой деятельности, приводятся различные классификации групп. Однако, описывая внутригрупповое «устройство» Т.П. Галкина не поднимает вопрос о том, какие действия со стороны руководства или самих членов групп могут привести к созданию оптимально функционирующей группы, а также к определению ее места в организации. При этом, как уже было отмечено выше.
14
от того, как «построена» малая группа, зависит эффективность деятельности любой организации.
Рассмотрим различные теоретические подходы к изучению малых групп. Традиционно выделяются два наиболее общих подхода к проблеме исследования малых групп.
Западный (американский и западноевропейский), для которого в большей степени характерна психологизация групповых процессов, некоторый отрыв малых групп от больших социальных общностей; в рамках этого подхода малая группа выступает местом удовлетворения прежде всего личностных, а затем общественных потребностей.
Российский подход, рассматривающий малую группу как один из элементов социальной структуры, выполняющий посредством социально значимой деятельности определенные функции, обусловленные потребностями общества. Групповые процессы детерминированы тем, какое место занимает малая группа в социальной структуре, этим же определяется характер поведения и взаимодействия ее членов.
Различие в подходах к анализу малой группы в западной социологической науке и социологии российской вполне объяснимо с точки зрения жизненного уклада наций, сформировавшегося в ходе их исторического, культурного и социально - экономического становления, а также идеологических различий существовавших между странами Запада и СССР. Традиции индивидуализма и прагматизма, свойственные западному обществу в целом, предопределили то, что малая группа рассматривалась, прежде всего, с позиций того, насколько конкретному индивиду "комфортно” или "некомфортно" в ней находиться. В этой связи множество исследований, так или иначе, сводились к привлекательности группы для индивида и удовлетворения от пребывания в ней. Так же как общинные и коллективистские традиции русского общества объясняют то, что малая группа рассматривалась как элемент общественной структуры, а социальная, общественно значимая деятельность считалась основным признаком малой группы и основой, на базе