Ви є тут

Безопасность как фактор социальной процессуальности : На примере Северо-Кавказского региона

Автор: 
Воля Игорь Олегович
Тип роботи: 
На примере Северо-Кавказского региона
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
184
Артикул:
193131
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1 Социологическая эвристика проблемы безопасности населения
§1. Состояние безопасности общества как социальная константа
§2. Угроза: очевидный или латентный инвариант жизнедеятельности социума
§3. Роль и место угрозы безопасности в адаптационных процессах
ГЛАВА 2 Адаптация населения Северо-Кавказского региона к ситуации константной нестабильности
§ 1. Отражение дестабилизирующих процессов в общественном мнении жителей региона
§2. Особенности процессов социальной мобильности населения региона в условиях нестабильности и перспективы их оптимизации
Заключение
Примечания
Библиография
Приложения
стр.
3
13
39
63
87
116
143
148
158
179
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие общественного сознания в конце 20 - начале 21 вв. привело к пониманию того, что социальная жизнь идет в опасных условиях, которые генерируют экологические и социальные катастрофы. До недавнего времени человечество эпизодически заботилось об их предотвращении, ослаблении или устранении. В настоящее время назрела потребность перехода к обществу с социальными структурами, формирующими тип безопасной личности, безопасную экономику и политику. Важное значение приобретает постановка фактора безопасности во главу угла глобальных, региональных и внутригосударственных преобразований, как фундаментального принципа внешней и внутренней политики.
Основанием для конструирования различных видов безопасности служит комплекс объективных предпосылок, прежде всего актуальная потребность социальных групп, государства, всего мирового сообщества в данной системе безопасности как для собственного сохранения и развития, так и для сохранения и развития жизненно важных ценностей. К таким предпосылкам относятся нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов в ситуации отсутствия такой системы, расширяющийся спектр опасностей, которым должен противостоять тот или иной вид безопасности, ее политико-правовое закрепление, наличие соответствующей концепции и стратегии. Так, военная безопасность обеспечивает суверенитет государства, экономическая - развитие хозяйственного механизма, экологическая безопасность служит защите людей как высшей ценности страны. Интегральный уровень безопасности - социальный, включая в себя указанные и другие виды безопасности, ставит своей непосредственной целыо защиту жизни, здоровья, благополучия, прав и свобод человека. В поддержании именно этих ценностей состоит суть социальной системы регулирования отношений между людьми, их жизнеобеспечения и
18
В большинстве исследований безопасность рассматривается через призму системного подхода. И это не случайно. Философская наука убедительно показала, что именно такой подход наиболее адекватен для понимания общества как системного явления.16
Исходя из сказанного, необходимо рассмотреть особенности системной методологии как более адекватной целям и задачам данного исследования.
Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство. Безопасность как феномен, таким образом, состоит из множества элементов, которые находятся в определенной связи и взаимодействии. Безопасность - не суммативная, а целостная система, которой присуще такое явление, как синергия, то есть резкое увеличение эффективности одновременного и однонаправленного взаимодействия элементов. Как и в любой другой системе, наиболее характерными являются корреляционные (взаимозависимые) связи, которые включают в себя координацию (согласованность) и субординацию (соподчиненность) элементов. Методологической основой такого понимания безопасности стали работы ряда выдающихся ученых-социологов. Так, Э. Дюркгейм был одним из первых, кто сделал попытку интерпретации социального через признаки системы. Он утверждал, что общество, будучи основано на разделении труда, не может быть понято как простое собрание воли изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе. Общество есть особая, самостоятельная реальность, стоящая над этим множеством воль и независимая от функционирования его членов. Таким образом, общество можно определить как устойчивую систему и универсальный способ организации социальных связей, отношений и социальных взаимодействий как больших, так и малых групп и общностей людей, поддерживаемый силой обычая, традиции, закона, других социальных институтов и т.д., обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей. Общество является самодостаточной, саморегулирующейся и